7days.ru Полная версия сайта

В Большом театре поставили оперу, написанную придворным врачом

Состоялась первая российская постановка оперы Генделя «Ариодант».

Сцена из оперы «Ариодант»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)
Читать на сайте 7days.ru

На Новой сцене Большого театра прошли премьерные показы оперы «Ариодант». Его авторами являются композитор Георг Фридрих Гендель и, по некоторым сведениям, придворный врач Герцога Тосканского Антонио Сальви (свое либретто он создал по мотивам знаменитой поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд»). Это произведение раньше никогда не ставили ни в одном российском театре.

Сцена из оперы «Ариодант»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Дело в том, что в нашей стране исполнение барочной оперы не имеет большой традиции. К тому же вокальные партии в произведениях Генделя сильно отличаются от классических мелодий Верди или Чайковского. В них очень много сложнейшей «мелкой» техники — мелизматики, украшений, приближающих их к инструментальной музыке. Более того, часто они требуют особых тембров. Так, роль обманутого и наивного принца Ариоданта сейчас исполняет женский голос меццо-сопрано, а коварного интригана герцога Полинесса — контратенор.

Сцена из оперы «Ариодант»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Премьера произведения состоялась в 1735 году в Лондоне, в недавно  открывшемся театре  «Ковент-Гарден».  Для Генделя, который впервые оказался в Англии в 25 лет, Туманный Альбион стал второй родиной. Здесь он нашел своего преданного слушателя – и среди обычной публики, и среди английских королей (в итоге Гендель принял английское подданство). Музыка Генделя была так популярна в Англии, что композитора похоронили в очень почетном месте — в Вестминстерском аббатстве.

Сцена из оперы «Ариодант»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Однако «Ариодант» не имел особого успеха. Ведь в его сюжете не было ни эффектной экзотики, ни военной героики или политических интриг, ни сложной машинерии. История любви оболганой принцессы Гиневры и доверчивого принца Ариоданта, которых разлучил завистливый злодей, показалась зрителям слишком драматичной, несмотря на счастливый финал. Королева Каролина даже писала: «Тут говорят, что опера настолько патетичная и мрачная, что всякий, посетивший ее, проникается этим впечатлением и возвращается домой расстроенным». Ситуацию не спасли ни прекрасная музыка, ни яркие балетные номера, написанные  Генделем для знаменитой танцовщицы Мари Салле и ее труппы, ни присутствие на афише имени тогдашней суперзвезды оперы кастрата Джованни Карестини, который пел партию Ариоданта.

«Второе рождение» «Ариоданта» состоялось уже в наше время. В 1993 году в Английской национальной опере это произведение поставил Дэвид Олден, после чего генделевская опера заинтересовала другие театры мира. Сейчас Большой театр повторяет постановку Олдена, которая за тридцать лет ничуть не устарела. К слову, Олден уже сотрудничал с Большим. Его постановка оперы Бриттена «Билли Бад» была удостоена высшей российской  театральной награды – премии «Золотая маска», причем сразу в двух номинациях: как лучший спектакль в опере и за лучшую работу художника.

Сцена из оперы «Ариодант»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Также над постановкой «Ариоданта» в Большом работал дирижёр Джанлука Капуано, большой специалист в аутентичном исполнении музыки 18-го и начала 19 века – от  Монтеверди до Россини и Доницетти. Так как в барочных произведениях композиторами прописывалась далеко не вся партитура (значительная  часть ее импровизировалась певцами и оркестрантами), роль дирижера в постановке таких произведений особенно значительна. Благодаря Капуано музыка 300-летней давности звучит очень эффектно и живо, удивляя то громоподобными барабанами, то нежными колокольчиками, то непривычными для современного уха лютнями и теорбами.

Сцена из оперы «Ариодант»
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

В премьерных показах оперы приняла участие международная команда. Ее зарубежную часть представили такие звезды как Кристоф Дюмо, невероятно ярко и даже эксцентрично сыгравший Полинесса, Лука Пизарони, ставший Королем, на долю которого выпало так много страданий, и Паула Муррихи, исполнившая роль Ариоданта. Им не уступили в вокальном и актерском мастерстве певицы Большого театра, новички в стиле барокко Екатерина Морозова и Альбина Латипова.

Фото: Большой театр (Дамир Юсупов)

Премьерные показы генделевского «Ариоданта» завершили очередной сезон Большого театра. Несмотря на продолжающиеся ограничения, вызванные пандемией ковида, главная музыкальная труппа страны сумела выпустить все запланированные премьеры. И, в отличие от многих зарубежных трупп, ни на день не закрывала свои двери для публики, отыграв все объявленные спектакли.  

Подпишись на наш канал в Telegram