7days.ru Полная версия сайта

Знакомим детей с представлениями о величине

«Больше – меньше», «дальше – ближе»: Ня расскажет, как и когда начинать учить малыша ориентироваться в пространстве.

«Яркое детство» – совместный проект редакции сайта 7Дней.ru и анимационной компании «Ярко». Герои мультсериалов компании «Ярко» – разноплановые персонажи – выступают здесь в роли экспертов или задают неожиданные вопросы. Этот материал нам помогли готовить герои мультсериала «Тикабо».

Фото: 123RF/legion-media.ru

Взрослому это может казаться слишком очевидным и простым — зачем тратить время и силы на обучение детей величинам и положению предметов относительно друг друга? Но помните, что для маленького ребенка еще не существует таких простых понятий, он только начинает формировать свои представления об устройстве окружающего мира!

Воспитатель Ня
Персонаж мультсериала «Тикабо»

Понимание размера помогает вам налить в стакан нужное количество воды, не давая ему переполниться. Заметьте, что малыши в играх с водой постоянно переливают воду через край. Нет, это не специально, просто он еще не понимает, насколько велик стакан и сколько воды в него поместится! Однако через некоторое количество времени ребенок осваивает эту премудрость. Если рядом внимательный, любящий и терпеливый взрослый, то это случится быстрее.

Познакомить детей с понятием размера можно самым увлекательным способом, если вы знаете, как это сделать. Предметы повседневного обихода, такие как обувь, игрушки и даже посуда, могут помочь вашему малышу научиться различать большое и маленькое. Например, поставьте кроссовки папы и ребенка рядом и спросите у него, какая из них больше.

Величины очень важны, их изучение считается важной вехой в развитии ребенка. Правильное понимание форм и размеров помогает нам подобрать для себя нужный размер одежды, хорошо играть в мяч, готовить еду, да и, по сути, жить полной жизнью.

Шубина Ольга
Педагог в частном детском саду

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Знакомиться с понятиями «большой» и «маленький» рекомендуют начинать с 1 года. Это как раз то время, когда малыш впервые столкнется с математикой. Как же правильно объяснить малышу эти понятия? Дома постоянно указывайте на предметы разной величины: «Моя тарелка – большая, а твоя – маленькая. Моя ложка – большая, а твоя – маленькая». Обязательно, знакомя малышей с предметами разной величины, активно выделяйте слова интонацией. Второй способ – это подкрепление значения слова выразительными жестами. Большой мяч – разводим ручки в сторону. Маленький мяч – здесь нам понадобятся только большой и указательный пальчики. Играя с малышом дома, можно использовать все подручные средства. Главное, чтобы одни были большие, а другие – маленькие. Это могут быть машинки, кубики, большая и маленькая куклы.

Мако
Персонаж мультсериала «Тикабо»

Хи-хи! Я увеличила одни ягодки и уменьшила – другие! Попробуй распределить их по кружкам!

Фото: 123RF/legion-media.ru, коллаж 7Дней.ru

Шубина Ольга
Педагог в частном детском саду

Дети очень любят задания на тему сортировки. Предложите ребенку корзину с шариками разной величины и две коробки: одна – большая, другая – маленькая. Малыши перекладывают большие шарики в большую коробку, а маленькие – в маленькую, проговаривая, что они делают. При этом также развиваются мелкая моторика и речь. Отличными дидактическими игрушками здесь будут и матрешки: используйте сначала две, постепенно увеличивая их количество. И пирамидки-вкладыши: стаканчики, чашечки, формочки. Постоянно разбирая и собирая эти игрушки, ребенок практическим путем, выделит такое важное понятие, как величина предметов.

Фото: 123RF/legion-media.ru

Шубина Ольга
Педагог в частном детском саду

В возрасте трех лет ребенок более уверенно чувствует себя в окружающем его пространстве, лучше ориентируется в нем и может определить положение предметов относительно друг друга. Помогите своим детям разобраться в понятии "далеко" и "близко", выполняя задания в игровой форме и дома, и на прогулке. Дома, передвигая их любимые игрушки на полу или на столе, объясняйте, какой из предметов дальше, какой ближе. Потом поменяйтесь, пусть малыш вам рассказывает, что находится близко от него, что — далеко. Также можно играть с ребенком в гонки машинками, обсуждая, какая машинка уехала ближе, а какая – дальше. На улице также большое количество вариаций для таких упражнений: вы идете на ближнюю или дальнюю площадку, наблюдаете за автомобилем, который движется далеко, и за велосипедистом, который проезжает близко. Кроме того, занимаясь дыхательной гимнастикой с ребенком, можно упражняться с понятиями «далеко» и «близко»: через пластиковую трубочку дуете на фасолинки, обращаете внимание на то, какая из них теперь находится дальше.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: