На экраны выходит новый исторический фильм, главную роль в котором сыграла Юлия Пересильд. Какие реальные факты о Елизавете Петровне нашли отражение в картине?
Новый исторический фильм-реконструкция «Императрицы» охватывает период, когда молодая империя, построенная Петром I, перешла в руки женщин: Екатерины I (ее сыграла Ксения Утехина), Анны Иоанновны (Анна Уколова) и главной героини картины — Елизаветы (Юлия Пересильд). Какие факты из жизни Елизаветы Петровны нашли отражение в картине?
По описанию современников, Елизавета была по-европейски хороша собой. Высокая, с красивой фигурой, она имела слегка рыжеватые волосы, выразительные серо-голубые глаза, правильной формы рот, здоровые зубы. Испанский посланник герцог де Лирна в 1728 году писал о цесаревне: «Принцесса Елизавета такая красавица, каких я редко видел. У нее удивительный цвет лица, прекрасные глаза, превосходная шея и несравненный стан…» Так что выбор Юлии Пересильд на эту роль оказался очень удачным. Волосы, цвет глаз, фигура — совпало все. Ну или практически все. Императрица отличалась высоким ростом: 180 см, что было значительно выше среднего роста женщин того времени. У Юлии Пересильд рост 168 см, но за счет объемных нарядов, каблуков и королевской осанки она выглядит выше. Кстати, когда актриса разместила свое фото в роли императрицы в своем блоге, многие даже отметили сходство с молодой Елизаветой.
«Она не лишена ума, грациозна и очень кокетлива», — писал про императрицу герцог де Лирна. Режиссер Андрей Кравчук признался, что сразу увидел в Пересильд Елизавету, так как в ней есть «и сила, и характер, и азарт»: «Работать с Юлией было очень приятно: удивительно талантливая, точная, имеющая характер и человеческий стержень, без чего очень трудно сыграть императрицу».
Цесаревну обучали танцам, музыке, умению одеваться, этике. Правление Елизаветы было временем излишеств и роскошной жизни. Императрица обожала балы и, можно сказать, превратила свое царствование в сплошной праздник. «Недавно я услышала любопытное сравнение: «Если рассматривать государство как поезд, а каждого правителя как вагон, то Елизавета была бы вагоном-рестораном». По-моему, замечательный образ», — говорит Пересильд. Эти таланты и любовь к празднествам найдут отражение в картине — одной из самых ярких сцен станет сцена бала.
Главной слабостью Елизаветы была страсть к нарядам. После смерти императрицы в ее гардеробах осталось 15 тысяч платьев, тысяча пар туфель. О пышности и вычурности нарядов императрицы можно судить по ее портретам, написанным живописцами XVIII века. «Мы воссоздавали десятки костюмов — как известно, одна только Елизавета Петровна никогда не надевала один и тот же наряд дважды», — рассказывает режиссер Андрей Кравчук. Платья, в которых появляется Юлия Пересильд, поражают своей роскошью.
Постоянная смена любовников во время царствования Елизаветы Петровны стала частью политики. Одним из главных партнеров Пересильд на площадке стал Роман Васильев, который играет роль фаворита императрицы — Алексея Григорьевича Разумовского, которого называли «ночной император». Был распространен слух, что Елизавета состояла в тайном браке с Алексеем Разумовским, но свидетельств не сохранилось. «Если верить источникам, он был очень достойный и набожный человек, державшийся в стороне от большой политики. И я надеюсь, что это была искренняя любовь, насколько она могла быть такой, учитывая обстановку двора и обязанности Елизаветы», — говорит о своем герое Васильев. Их роман показан достоверно и ярко.
«Консультантами на проекте были лучшие историки, которые специализируются на этом периоде. Съемки проходили в Москве и Санкт-Петербурге: мы строили павильоны, задействовали множество дворцов и усадеб, чтобы детально воссоздать дух эпохи», — делится режиссер. В Екатерининском дворце Царского Села проходила съемка императорского бала — артисты в роскошных нарядах органично вписались в изысканные дворцовые интерьеры XVIII века. Как рассказал оператор Морад Абдель-Фаттах, натурные съемки в Северной столице тоже были: на месте, которое показалось создателям фильма максимально аутентичным тому времени. Речь об эпизоде с несостоявшейся казнью Остермана, который снимали на площади у здания Двенадцати коллегий.
Все историки отмечают, что время правления императрицы стало настоящим ренессансом в искусстве. «Я очень рада, что мне выдалось играть именно Елизавету Петровну. Ее политика была направлена на жизнь, на радость, на красоту, на расцвет искусства. Это хорошая задача, которую Елизавета выполнила», — поделилась Пересильд.
Проект является продолжением картины «Петр I. Последний царь и первый император», которая в 2022 году стала самой кассовой среди художественно-документальных фильмов, собрав почти 300 миллионов рублей.
Подпишись на наш канал в Telegram