7days.ru Полная версия сайта

90-е, ласточки и легенды Якутии: все конкурсные фильмы фестиваля «Окно в Европу»-2024 от худшего к лучшему

Фестиваль в Выборге прошел с 9 по 15 августа.

«Ласточка»
Фото: кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru
«Моя девочка»
Фото: кадр из фильма

Обычно якутское кино принято хвалить, но не в этот раз. Представивший до этого другой свой новый фильм на фестивале «Горький Фест» режиссер Сергей Потапов снял, кажется, образец кино в духе «настолько плохо, что аж хорошо». Это история про таежного охотника, чью дочь довели до самоубийства некие нехорошие ребята. Он приезжает в город, чтобы их покарать, а заодно встречает загадочную девушку, в которую влюбляется. В общем, представьте себе «Ворона», которого снял Томми Вайсо — во время просмотра сложно понять, пародия ли это или все абсолютно всерьез. Кажется, последнее, к сожалению.

«Поводок»
Фото: кадр из фильма

В меру смелый по сюжету триллер, который начисто губит максимально не талантливое исполнение. Принципиальная судья оказывается в заложниках у не самого нормального мужчины — его сын принял ее за умершую мать. За любопытной концепцией (готова ли женщина простить семью людей, переживших утрату, или готова выбраться и выдвинуть им тягчайшие обвинения?) скрывается совершенно любительское исполнение. Драматургия у фильма на уровне табуретки, актеры, несмотря на удачный каст, играют ужасно — особенно не удался персонаж сына. В общем, классическое кино, снятое для того, чтобы просто быть снятым.

«Правила Филиппа»
Фото: кадр из фильма

Напротив, не бесталанное вроде бы кино, главное достоинство которого — Григорий Данишевский, профессиональный актер с синдромом Дауна. Собственно, играет он такого же человека — молодого парня Филиппа, живущий с вечно занятой матерью, которая, чтобы любимого сына у нее не забрали, нанимает сиделку из Таджикистана. У той, к слову, тоже проблемы в семье. Благое дело разрушает страшно манипулятивное наполнение (недавно выходил сериал «Она такая классная», в котором схожая тема поднимается куда более аккуратно) и крайне спорное изображение быта мигрантов — у Романа Каримова в «Неадекватных людях 2» жизнь «приезжих» освещалась гораздо тактичнее.

«Затерянные»
Фото: кадр из фильма

Кстати, о Романе Каримове — некогда открытый «Окном в Европу» режиссер представил свой новый фильм, и он, честно говоря, получился весьма неудачным. Это история четырех столичных яппи, отправившихся на корпоратив за город, после чего успешно потерявшихся посреди ночи в загадочном поселке, откуда, кажется, не выбраться. По задумке это «Город Зеро» Шахназарова (сюрреализм, черный юмор, социальный комментарий между строк), по итогу — очередная притча о кризисе среднего возраста: тайна места сего оказывается предсказуема донельзя, зато березки шумят и ценности традиционные звенят.

«Филателия»
Фото: кадр из фильма

Обладатель главного приза фестиваля — и, честно говоря, с этим хочется активно поспорить. Новый фильм Натальи Назаровой («Простой карандаш») о сотруднице почты в депрессивном городе где-то на севере, которая влюбляется в хромого моряка. Ах да, еще она инвалид и собирает марки. У фильма есть два однозначных достоинства — красивый дуэт Алины Ходжевановой и Максима Стоянова, которые не просто так получили еще и актерские призы. Но, честно говоря, в 2024 году кино про принятие абсолютной беспомощности и безысходности бытия, снятое столичным режиссером для престижного фестиваля, похоже на сущее издевательство.

«Легенды вечных снегов»
Фото: кадр из фильма

Еще один якутский фильм в программе, да не абы какой — это продолжение короткометражки «Мааппа», первого фильма, снятого на якутском языке, от Алексея Романова, одного из основателей кинематографа республики Саха. И, к сожалению, не самый удачный — неоправданно медленная сказка про компанию мужчин, которые должны доставить девушку в невесты для местного князя (а еще они сталкиваются с чем-то мистическим). У фильма нет ни толкового сценария, ни какой-то конечной идеи — лишь красивая форма, но тут надо благодарить костюмеров и прекрасные виды заснеженной Якутии.

«Наступит лето»
Фото: кадр из фильма

Дебютное кино, чтобы запомниться, должно быть эффектным — этого у фильма Кирилла Султанова не отнять. Стилизованная под классические нуары криминальная драма про молодого парня, который бежит в Москву от правосудия и вливается в компанию сомнительного молодого мажора, уверенного, что все и всех можно купить. Кино очень красиво снято, неплохо разыграно (есть Марк Эйдельштейн в роли эдакой очень юной версии Тони Монтаны) и в целом небезынтересно. Но с совершенно никаким сценарием, от которого вся изобретательная режиссура тонет в море воды и не слишком связанных между собой событий.

«Ровесник»
Фото: кадр из фильма

Еще один фильм, которому не очень повезло со сценарием — зато очень повезло с формой. Стилизованная под мокьюментари комедия о компании молодых предпринимателей, в конце 1990-х организовавших громкий технологический стартап — эдакий «Это — Spinal Tap!», но с довольно смелым высмеиванием штампов о «лихих временах» с вечным жонглированием форматами (от вертикального кино до скринлайфа). Жаль, что «дипломная работа» главного героя, молодого балбеса-повесы лет двадцати, оказывается не творческим осмыслением кризисного времени глазами зумеров, что его не застали, а фильмом, снятым взрослым и сознательным режиссером. Так было бы, конечно, гораздо ироничнее.

«Особенности национальной больницы»
Фото: кадр из фильма

Второй фильм Станислава Светлова. После сугубо артовой драмы «Ада» вдруг снявшего сугубо же зрительскую комедию по нереализованному сценарию Александра Рогожкина. И да, это практически «Особенности национальной охоты» — с историей про молодого немца, случайно оказавшегося волонтером в слегка сумасшедшей больнице, ехидным юмором про специфику русского менталитета и Аркадием Укупником в неожиданном (и уморительном) камео. Кино морально немного устаревшее, но доброе и действительно смешное. Недаром фильм получил приз зрительских симпатий (иначе и быть не могло).

«Ласточка»
Фото: кадр из фильма

Приз жюри прессы (в которое входил и ваш покорный слуга — самый эстетский и спорный, а от того наиболее интересный фильм фестиваля). Про молодую жену, скучающую в затерянном посреди казахской степи коневодческом хозяйстве, куда однажды случайно заезжает такой же скучающий француз. Дебютантка Малика Мухамеджан сняла драму в духе фильмов раннего Терренса Малика и Шанталь Акерман — получилось намеренно лишенное какой-либо событийности кино о том, как непросто женщине быть в браке, который ее тяготит. Фильм сугубо для фестивального зрителя — но, без преувеличений, вполне международного масштаба.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: