7days.ru Полная версия сайта

Дневники «Кинотавра». Часть 2: кино о дальних берегах и претендент на главный приз

Владивостокский нуар, якутская притча и кабардинский Мартин МакДонах.

Кадр из фильма «Владивосток», реж. Антон Борматов
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"
Читать на сайте 7days.ru

Второй день «Кинотавра» оказался не менее интересным, хотя и чуть более разочаровывающим. Зато посмотрели российскую версию «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури»! О фильмах второго дня фестиваля рассказывает кинокритик Иван Афанасьев.

Кадр из фильма «Владивосток», реж. Антон Борматов
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Сценарист и случайный попутчик едут на «Сапсане». Слово за слово – и вот второй уже рассказывает первому историю (ну знаете этих назойливых людей, которые садятся на уши, не спросив разрешения?) о своем друге Викторе, который хотел уехать из Владивостока в Южную Корею, чтобы скрыться от правосудия. Но в дело вмешались ковид и любовь – границы закрылись, а Витя влюбился в Нику, кудрявую блондинку, которую во что бы то ни стало хочет вернуть влиятельный бизнесмен.

Кадр из фильма «Владивосток», реж. Антон Борматов
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

«Владивосток» написан режиссёром Антоном Борматовым («Околофутбола») в соавторстве с Кареном Шахназаровым, и отголоски его фильмов тут витают в воздухе, как призрачные поклоны. А ещё фильм просто истыкан отсылками к классике французского поэтического реализма 1930 – 1940-х, от «День начинается» до «У стен Малапаги»; позже мне подтвердили, что режиссёр действительно вдохновлялся фильмами Марселя Карне. Одна проблема – Андрей Грызлов в роли Вити не Жан Габен, а «Владивосток» – отнюдь не «Набережная туманов».

Кадр из фильма «Владивосток», реж. Антон Борматов
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Фильм пытается казаться нуаром, но, на деле, это прямолинейная, клишированная и поверхностная криминальная история, в которой герои даже влюбляются по щелчку пальцев, не вдаваясь в психологию. Сам Владивосток, конечно, на экранах появляется редко и крайне кинематографичен, но это не спасает положения. К финалу фильма остаётся лишь усталость и воспоминания о диалогах в духе сериалов «России-1».

Кадр из фильма «Нуучча», реж. Владимир Мункуев
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

А вот это претендент на главный приз, что, конечно, скучно, но справедливо, если снова всех обыграют якуты. Снятый по мотивам произведений Вацлава Серошевского (русский поляк и исследователь Сибири, которого уже экранизировал Балабанов в «Реке»), «Нуучча» («русский» по-якутски) рассказывает историю живущей на отшибе бедной семьи в XIX веке, к которой поселяют русского каторжника. Постепенно уголовник из кучи тряпок на лавочке превращается в хозяина положения.

Кадр из фильма «Нуучча», реж. Владимир Мункуев
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Фильм уже успел побывать в программе «Восток-Запад» престижного кинофестиваля в Карловых Варах и получить там приз жюри. В продюсерах – Борис Хлебников («Аритмия»), а в роли русского, то есть Нууччи, как его зовут герои, снялся звезда «Чик» Сергей Гилев, которому страшно идут роли луноликих антагонистов. Но, по факту, даже если фильм не уйдёт ни с одним призом (что, пожалуй, невозможно), это уже эпохальное кино, которое говорит на крайне сложные темы.

Кадр из фильма «Нуучча», реж. Владимир Мункуев
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Тут вам и российский колониализм (тема, ставшая в последнее время вновь крайне острой и актуальной), и пробуждение национального самосознания, и разговор о проблемах социального расслоения. Говорить про «Нуучча» мельком почти бесполезно –нужен обстоятельный разговор; поэтому просто дождитесь фильма в прокате (и пусть он будет), чтобы насладиться медленным, но совершенно гипнотичным повествованием, сногсшибательной операторской работой и мало на что похожей историей, где быт, мистика и течение времени сливаются воедино.

Кадр из фильма «Мама, я дома», реж. Владимир Битоков
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Тоня – водительница автобуса в Кабардино-Балкарии, колкая и неуживчивая женщина, которую в основном либо ненавидят, либо боятся. Когда она узнаёт, что её сын Женя погиб в Сирии во время службы в нелегальной ЧВК, она решает поднять на уши всех, лишь бы выяснить всю правду о своём ребёнке. Быстро становится ясно, что в этом деле нечисто примерно всё. В этот момент в её доме появляется молодой человек, который называет себя её сыном, но ведёт себя весьма недружелюбно.

Кадр из фильма «Мама, я дома», реж. Владимир Битоков
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Первый фильм Владимира Битокова, однокурсника Кантемира Балагова по мастерской «Пример интонации», организованной Александром Сокуровым, был очень уверенным и крепким, как каменный дом – «Глубокие реки», премьера которого также прошла на «Кинотавре», сражал наповал и оставлял с зияющей дырой в сердце. «Мама, я дома» выглядит упражнением в более зрительском кино, пытаясь при этом совместить увлекательность и животрепещущую актуальность. Получается не всегда.

Кадр из фильма «Мама, я дома», реж. Владимир Битоков
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Мотивации героев в фильме временами будто переключаются невидимыми тумблерами – вот Тоня ненавидит лютой ненавистью лже-Женю, но вот они уже сидят и спокойно разговаривают. Драматургически фильм будто скачет галопом и от того временами больно брыкается. Но животворящий дуэт совершенно неузнаваемой Ксении Раппопорт и, напротив, хорошо узнаваемой харизмы человека-билборда Юры Борисова, который появляется, как deus ex machina, спасает кино от неудачи.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: