7days.ru Полная версия сайта

«Фарго»: фильм из 90-х, подаривший жизнь шикарному сериалу наших дней

Анализируем, возможно, лучшую картину братьев Коэн.

"Фарго", 1995г, реж. братья Коэн
Фото: Кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

Вышедший всего двумя годами позднее «Криминального чтива», «Фарго» (1996) братьев Коэн ввиду особенностей сюжета поначалу был обречен пребывать в поле интертекстуальных сравнений с «Pulp Fiction» (1994). Забавные диалоги двух диаметрально противоположных по темпераменту гангстеров (одного из которых играет Стив Бушеми, исполнитель роли мистера Розового в «Reservoir Dogs»), неудачная преступная операция, внезапно выходящая из-под контроля, лавина насилия и реки крови как печальное следствие незапланированного провала – чем не подражание ранним работам Тарантино? В действительности ни о каком эпигонстве речь, конечно, не шла. И дело не только в том, что Коэны дебютировали в профессиональной режиссуре почти на 10 лет раньше младшего коллеги и еще за год до громкой премьеры «Бешеных псов» (1992) получили в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за «Бартона Финка» (1991). Причина в самобытности, уникальности кинематографического стиля братьев, проявившегося в «Фарго» с кристальной прозрачностью.

"Фарго", 1995г, реж. братья Коэн
Фото: Кадр из фильма

Коэновское понимание мира и юмора, возможно, и похоже на тарантиновское, но совсем не тождественно ему. И братья, и Квентин в ряде работ ставят в центр повествования откровенных неудачников: Винсент Вега и Чувак, каскадер Майк и герои «После прочтения сжечь» – все они лузеры, каждый по-своему. Только у Коэнов этих неудачников окружают не крутые парни и девчонки, а еще бо?льшие недотепы, недоумки и кретины самого разного пошиба. «Фарго» – ярчайший пример того, как авторы откровенно издеваются над своими персонажами и смеются над их идиотской сущностью. Достаточно вспомнить сцену похищения Джин, где за исключением сути события комично абсолютно все. Вероятно, секрет успеха картины в том и кроется, что лежащий в основе сюжета сплав человеческой глупости (доходящей до смешного) и жестокости (доходящей до страшного) нашел гармоничное отражение в мультижанровой природе фильма, где комедия бок о бок соседствует с триллером. Впрочем, в другом коэновском шедевре «Старикам тут не место» (2007), где увесистая доля брутальности заметно перевешивает уровень стеба, этот баланс отсутствует.

"Фарго", 1995г, реж. братья Коэн
Фото: Кадр из фильма

Кроме того, следует понимать, что «Фарго» изображает не просто Америку, но специфический авторский взгляд на «верхнюю часть Среднего Запада». Из-за океана трудно это оценить, но говорят, актеры славно потрудились над имитацией тамошнего регионального акцента, а режиссеры – над поиском соответствующих типажей. Братья выросли в Миннесоте и не понаслышке знают места, в которых разворачивается действие фильма. По их словам, те края – «это как Сибирь, только с семейными ресторанами». И действительно, «Фарго» на правах самого зимнего фильма Коэнов поражает удивительным сочетанием пустынных заснеженных пейзажей и уюта американской глубинки, где все знают друг друга в лицо и по имени. Гипертрофированная вежливость и гомерически смешные лица обывателей вкупе с непринужденными диалогами о самой мелкой ерунде, какую только можно придумать, но которая составляет основу их существования – отличительная черта картины.

В «Фарго» немало любопытных персонажей, но два наиболее интересных героя, олицетворяющих противоположные представления о жизни и ее главных ценностях, – Джерри и Мардж. Джерри, появляющийся на экране с первых минут фильма, – циничный мошенник, заказывающий инсценировку похищения жены двум незнакомым бандитам, дабы вытрясти с их помощью круглую сумму с богатого, но прижимистого тестя-бизнесмена. Все, что интересует Джерри по ходу развития сюжета, – деньги, ради которых он лжет всем напропалую. Чрезвычайно важно, что Джерри при этом как бы отсоединен от своей семьи, его мало заботит судьба собственной жены и ребенка, а главой семейства, принимающим ключевые решения, де-факто является его состоятельный тесть. Джерри суетлив и жалок, его практически никто не воспринимает всерьез, а потому неслучайно, что манеру общения персонажа характеризуют постоянные заикания, неполные предложения, неловкие паузы и растерянность в глазах. Донельзя деятельный в первой половине фильма, в дальнейшем он становится все более пассивным.

"Фарго", 1995г, реж. братья Коэн
Фото: Кадр из фильма

Мардж, выходящая на авансцену лишь во второй трети истории, не просто законопослушная гражданка своей страны, но сотрудница полиции, расследующая дело, ниточки которого ведут напрямую к Джерри. В отличие от героя Уильяма Мэйси, нацеленного исключительно на обогащение, Мардж интересуют совсем иные материи. Семья, работа и сытный обед – вот и все, что по-настоящему занимает героиню Фрэнсис Макдорманд. Мардж – будущая мать, находящаяся на седьмом месяце беременности, и любящая жена, всецело поддерживающая своего не слишком преуспевающего в карьерном отношении мужа-художника. Вряд ли будет преувеличением предположить, что именно надежный семейный тыл и забота со стороны супруга придают Мардж уверенность на профессиональном поприще. Их с Нормом скучная, но нежная семейная идиллия – уютное убежище для взволнованного зрителя, теплое пространство покоя и отдыха от тех холодных жестоких страстей, которые бушуют в сюжетной линии Джерри и нанятых им головорезов. По сути, единственное, что делает в кадре Норм всю дорогу, – спит и ест. Мардж занята ровно тем же, но еще – расследованием, в процессе которого становится очевидно, что ей не присуща спешка, Мардж – олицетворение мягкой силы и медленного, но неотвратимого правосудия. Смешная и неуклюжая, в отличие от своих многочисленных экранных соседей она не производит впечатление идиотки и скорее напоминает Коломбо в трогательном женском обличии: умная и проницательная дама, прикидывающаяся простушкой.

"Фарго", 1995г, реж. братья Коэн
Фото: Кадр из фильма

Можно было бы еще долго разглагольствовать о лукавом предисловии к фильму и операторских изысках Роджера Дикинса, подметить, что невезучий парень на ночной дороге чертовски похож на молодого Майкла Мура и что Коэны хотели снять Петера Стормаре еще в «Перекрестке Миллера» (шведа тогда не отпустили из родного театра), но главное уже озвучено. «Фарго» – обманчиво простая и поразительно точная картина о неисправимой человеческой глупости, столь же неисправимой жестокости и о том, что жить все же лучше по правде (ирония судьбы: в одном из эпизодов фильма появляется Гэри Хьюстон – тот самый американец Мэннис из «Брата 2»), снятая с большим исполнительским мастерством. За это мы ее и любим. Вот уже 25 лет.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: