7days.ru Полная версия сайта

Фильму «Брат 2» — 25 лет: как Балабанов снимал главное кино в своей карьере

Данила Багров стал народным героем, но потенциальная идея триквела ушла вместе с ним.

«Брат-2»
Фото: кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

В мае 2025 года исполняется четверть века со дня выхода «Брата 2» — фильма, который стал не просто продолжением успешной криминальной драмы, но мощным социокультурным высказыванием, отразившим дух переломной эпохи. У Балабанова получилось, казалось бы, невозможное: сделать сиквел, который по резонансу не уступает оригиналу, а в чем-то даже его превосходит. Ни до, ни после «Брата 2» российское кино не говорило так внятно, дерзко и массово со зрителем о справедливости, идентичности и силе простого человека.

Фильм «Брат» (1997) появился в тот момент, когда российское общество устало от шоковой терапии и криминальной романтики. Балабанов, до этого известный в основном артхаусом («Счастливые дни», «Замок»), внезапно сделал ставку на жанровое кино — простой, почти прямолинейный боевик с социальным посылом. Главный герой — Данила Багров, бывший солдат, вернувшийся в мир, где правят сила и деньги. Но у Данилы — свое понятие о справедливости, и он не боится его отстаивать.

«Брат»
Фото: постер фильма "Брат"

На главную роль Балабанов пригласил Сергея Бодрова-младшего. Познакомились они на фестивале «Кинотавр». Бодров, непрофессиональный актер, писавший в свободное от съемок время диссертацию по истории венецианской живописи, получил там приз за главную роль в фильме «Кавказский пленник». Балабанов и Бодров сразу нашли общий язык, роль Данилы Багрова актер получил без проб. 

Фильм, снятый за скромные деньги и в сжатые сроки, неожиданно, извините за каламбур, выстрелил. Данила стал народным героем, а сама лента — символом «нового времени». 

Алесей Балабанов и Сергей Бодров-младший
Фото: предоставлено пресс-службой компании «Наше кино»

Балабанова стали уговаривать снять продолжение практически сразу после успеха первой части. Он долго отказывался — не любил сиквелы и боялся повторяться. Но со временем в постановщике вызрела идея: отправить Данилу за границу, проверить, как его простые истины работают в чужом мире. «Мне хотелось показать, что правда не зависит от страны. И что наш человек может быть сильным не только на своей земле», — говорил потом режиссер.

В интервью 2000 года Балабанов пояснял: «Америка была тогда для нас мифом. А я хотел этот миф чуть развеять. Чтобы не казалось, что там — рай, а у нас — только грязь».

«Брат-2»
Фото: кадр из фильма

Фильм начинается в Москве, где Данила участвует в телешоу о Чеченской войне с друзьями-однополчанами. Вскоре одного из них убивают. Данила решает помочь брату-близнецу погибшего товарища, хоккеисту, который уехал в США. И отправляется в Чикаго. Вместе с ним — все тот же Братан (Виктор Сухоруков), вечно недовольный и феерически колоритный.

«Брат-2»
Фото: кадр из фильма

На чужой земле Данила сталкивается с коррупцией, жестокостью, расизмом — и все равно действует по-своему. Он не боится заходить в гетто, проникать в офисы американских воротил, защищать тех, кого унижают. Как и в первой части, он не идеален, но всегда движим внутренним чувством справедливости. 

«Брат-2»
Фото: кадр из фильма

Фильм снимали в России, Украине и США. В Америку группа отправилась в 1999 году, и это было непростое путешествие: Балабанов не говорил по-английски, бюджет ограничивали, съемочную технику перевозили как туристы. Некоторые сцены снимали с «партизанской» дерзостью — например, эпизод, где Данила идет по «черному» кварталу, снят скрытой камерой. Местные жители не знали, что это кино, и реагировали естественно — с подозрением или агрессией. «Это была реальная улица, и мы шли на страх и риск. Сергей тогда был просто железный», — вспоминал оператор Сергей Астахов.

«Брат-2»
Фото: кадр из фильма

Сцены в «американском» телецентре снимали в Киеве. То же касалось ряда интерьеров, «прикинутых» под США, — экономия вынуждала импровизировать. Некоторые актеры таких «американских» эпизодов на самом деле были приезжими из Восточной Европы.

Виктор Сухоруков рассказывал в интервью: «Все было по-настоящему. У Балабанова была своя правда».

«Брат-2»
Фото: кадр из фильма

В одной из сцен Бодров должен был разбить окно и спрыгнуть с пожарной лестницы — трюк оказался сложнее, чем ожидали. Стекло не поддалось сразу, а перила шатались. Сергей получил ушиб, но настоял на том, чтобы продолжить снимать. «Он работал на износ. Спал по четыре часа, ел на бегу. Но никогда не жаловался», — говорил продюсер Сергей Сельянов.

Бодров позже вспоминал: «На площадке была анархия, но в ней — свобода. Мы не чувствовали, что снимаем великий фильм. Просто жили в нем».

«Брат-2»
Фото: кадр из фильма

«Брат 2» вышел 11 мая 2000 года и сразу стал событием. Очереди в кинотеатрах, полные залы, овации. Данила окончательно превратился в народного героя, цитаты из фильма тоже ушли в народ. Но вот критики оказались сдержаннее. В одном из журналов писали: «Балабанову удалось создать миф, но цена мифа — упрощение». В США фильм назвали «примитивным и антиидеологическим высказыванием». В постсоветском пространстве картину хвалили за честность и энергию, но позже стали замечать и проблемные моменты — расовые стереотипы, бытовой шовинизм.

Отдельной легендой стал саундтрек. Балабанов лично отбирал песни и настоял, чтобы использовалась только русская музыка — как контрапункт американской визуальной среды. Он говорил: «Я хотел, чтобы зритель чувствовал: Данила наш, даже в Америке. И музыка — это продолжение его характера».

«Брат-2»
Фото: кадр из фильма

Балабанов неоднократно подчеркивал, что не считает Данилу идеалом. «Он делает ошибки. Он упрям. Но он верит, и в этом его сила». После смерти Бодрова в 2002 году режиссер окончательно отказался от идеи «Брата 3»: «Без Сергея не будет Данилы. Он ушел вместе с ним».

В одном из последних интервью режиссер сказал: «Я снял «Брата», потому что мне хотелось верить, что правда может победить. Это кино не про насилие. Это кино про выбор».

«Брат-2»
Фото: кадр из фильма

Сегодня «Брат 2» остается в памяти не только как фильм, но и как культурный документ эпохи. Его цитируют в политических ток-шоу, в соцсетях, в школьных сочинениях. Данила Багров стал архетипом «простого героя», который не просит, не умоляет, не философствует — а действует. Пускай мир стал другим, фильм по-прежнему смотрят и спорят о нем. Потому что сила — действительно в правде. А правда у каждого своя.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: