О реальной и одновременно невероятной судьбе первого советского олимпийского чемпиона по академической гребле Юрии Тюкалове расскажет фильм «Первый на Олимпе», показ которого стартует в начале октября. Главный герой ребенком пережил блокаду: голодал, мерз, возил 300-литровую бочку с водой из Невы, на крышах тушил зажигалки, за что был удостоен медали «За оборону Ленинграда». А после войны пришел в академическую греблю.
Казалось, у паренька не было сил жить, а не то что вести изнурительные тренировки. Но после встречи с тренерами Михаилом (Артем Быстров) и Верой (Елена Лядова) у Юрия открывается второе дыхание. И со временем он становится двукратным олимпийским чемпионом, причем параллельно учится в Высшем художественно-промышленном училище им. Веры Мухиной (после окончания спортивной карьеры Юрий стал художником по металлу и скульптором). «Мой герой смог преодолеть себя и обстоятельства, с которыми любой другой не справился бы, — рассказывает Глеб Калюжный. — Я пересмотрел все спортивные кинодрамы и, конечно, интервью с Тюкаловым. Очень мало кадров, где он в юности, но я постарался как-то считывать его мимику, жестикуляцию».
За полгода до начала съемок Калюжный и все актеры, играющие спортсменов-гребцов, начали обучение академической гребле под руководством тренеров. «Это самый непростой вид спорта, который мне доводилось осваивать, намного сложнее, чем кажется, — признается Глеб. — Чтобы на экране все выглядело достоверно, ежедневно от двух до трех с половиной часов я тренировался с Виталием Михайловичем Елисеевым, серебряным призером Олимпийских игр.
Мне очень понравилось, и я не планирую сворачивать занятия после завершения съемок!» «Первый на Олимпе» — кино про судьбу человека, даже судьбы людей, а в них — и личные взаимоотношения, и трагедии, и выбор, и борьба, и страхи, и воля к победе, — подчеркивает режиссер картины Артем Михалков. — Фильм будет зрелищным и драматичным, гребля вообще фантастически красивый вид спорта, и в таком объеме в России его никто не снимал. Зритель почувствует напряжение гонки, ощутит то, что сам Юрий, находясь в лодке-одиночке, испытывал, когда шел к своей победе.
Федор Журов, который на картине занимался компьютерной графикой, разработал уникальные плоты, с которых велись съемки водных экшен-сцен. События развиваются в 40—50-е годы, и для нас было принципиально важно, чтобы лодки соответствовали эпохе и были подлинными. Мы собирали их по всей стране, находили заброшенными, в чуланах и гаражах, на них даже нельзя было выходить на воду. Но за год все лодки восстановили».
Реставрацией занимались мастера-краснодеревщики, кропотливо работавшие над корпусами и мелкими деталями лодок. Основные съемки картины прошли в Кронштадте, у форта «Риф», а также в Санкт-Петербурге и его окрестностях (у озера Сестрорецкий Разлив и в Токсово), в Выборге. А вот несохранившийся спортивный клуб «Красное знамя», в котором занимался Юрий Тюкалов, пришлось построить заново на берегу Малой Невки.
Смотрите фильм «Первый на Олимпе» в кинотеатрах с 9 октября
Подпишись на наш канал в Telegram