7days.ru Полная версия сайта

Ищите Шьямалана: гид по фильмам режиссера "Времени"

«Шестое чувство», «Знаки», «Сплит», «Время» объединяет многое.

«Время», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

(Внимание, этот текст содержит множество спойлеров)

М. Найт Шьямалан сложнее чем кажется. Его фильмы часто воспринимаются зрителем как дешевые фокусы с весьма странным чувством юмора на грани (а иногда и за гранью) дурного вкуса. Но в действительности он строит свою вселенную, и все его фильмы, включая самый свежий – «Время» - объединены друг с другом невидимыми ниточками.

«Все неожиданное происходит в самом обыденном» - вот главная мысль, которую Шьямалан закладывает в свои картины. Но если присмотреться, «Шестое чувство», «Знаки», «Сплит», «Время» объединяет и многое другое.

«Знаки», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

Режиссер всегда играет в своих фильмах, а если не играет, то хотя бы говорит (вспомним голос в телефонной трубке в «Явлении»). Обычно это маленькие роли-камео, причем они удаются Шьямалану лучше, чем когда он придумывает для себя большую роль с репликами. Водитель, ставший невольным виновником автокатастрофы, убившей жену главного героя («Знаки»), или писатель, возомнивший себя демиургом в «Девушке из воды» - в любом случае персонажи, которых играет Шьямалан – ключ к происходящему в его фильмах.

«Таинственный лес», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

Обратите внимание: в каждом фильме Шьямалана своя цветовая гамма, и она крайне важна. Иногда об этом говорится прямо: скажем, в «Таинственном лесу» красный цвет символизирует опасность, а желтый – наоборот, своего рода охраняет от опасности. В «Стекле» у каждого из трех ключевых персонажей свой цвет, да и во «Времени» можно увидеть только оттенки голубого и желтого (все, что иного цвета, выглядит чужеродным). И тут нужно разбирать каждый случай по отдельности: к примеру, красный в «Таинственном лесу» - это отсылка к «Красной шапочке», а пурпурный в «Стекле» - ключевой цвет для многих супергероев.

«Шестое чувство», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

Герои всех фильмов Шьямалана – не счастливые, уверенные в себе люди, а наоборот. Почти каждый из них пережил серьезную потерю, личное горе – и почти каждый из них помнит и боится смерти. Шьямалан показывает если не преодоление этого страха, то максимальное примирение с неизбежным. «Шестое чувство» показало это примирение с совершенно иного ракурса – то есть с точки зрения того, кто уже умер. Во «Времени» это уже вообще главная тема, которая проходит красной строкой.

«Знаки», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

Семья – самое важное что у нас есть. Эту банальную, но вечную истину Шьямалан транслирует из фильма в фильм. В «Шестом чувстве» герой Брюса Уиллиса, детский психолог, фактически пытается заменить отца маленькому мальчику. В «Знаках» герой Мела Гибсона, безутешный вдовец, объединяет семью (включая младшего брата), перед нашествием инопланетян. В «Визите» дети едва не попадают в ловушку душевнобольных стариков, потому что в реальности никогда не видели бабушку с дедушкой. Наконец, во «Времени» семья на грани распада получает второй шанс – пусть на недолгую, но счастливую жизнь вместе.

«Неуязвимый», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

Шьямалан всегда ставит перед своим оператором необычные задачи. Свои истории он рассказывает с неожиданных ракурсов – и это также всегда имеет значение для сюжета. Круговая панорама и принципиальный отказ камеры смотреть в лица героям, чтобы зритель раньше времени не заметил никаких изменений – великолепная находка в новом фильме. Но стоит также вспомнить диалог героя Брюса Уиллиса с незнакомкой в поезде, увиденный глазами ребенка с заднего кресла («Неуязвимый»), отражение в неработающем телевизоре в «Знаках», или даже на дверной ручке в «Шестом чувстве», в которой видно лицо ребенка, но не его взрослого спутника, потому что на самом деле этот спутник мертв.

«Стекло», реж. М. Найт Шьямалан
Фото: Кадр из фильма

То, что в связи с именем Шьямалана вспоминают в первую очередь. Причем с самого начала режиссер задал столь высокую планку в «Шестом чувстве», что зритель каждый раз оказывается немного разочарован. Герой «Стекла» оказывается, пусть неосознанным, но все же злодеем, никаких монстров в «Таинственном лесу» не было, а дедушка с бабушкой в «Визите», наоборот, оказались совсем не теми, кем казались. Во «Времени» тоже есть свой сюрприз.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: