17 февраля в 20:00 на Первом канале стартует сериал «Натали и Александр» — история великой любви, обернувшейся великой трагедией. События, показанные в проекте, охватывают короткий период жизни Александра Пушкина — начиная со сватовства к юной красавице Наталье Гончаровой и заканчивая роковой дуэлью.
Рассказываем, как снимали исторический сериал, какими фильмами вдохновлялись его создатели и чем он отличается от других байопиков Пушкина.
Режиссером сериала выступил Владимир Щегольков («Цербер», «Везет», «Нежность 2») при участии Владимира Битокова. За визуальную картинку отвечал обладатель премии «Золотой орел» за работу над фильмом «Любовь Советского Союза», оператор-постановщик Максим Шинкоренко. Продюсерами стали: Константин Эрнст, Сергей Титинков, Александр Акопов, Наталия Шнейдерова.
Главные роли в фильме сыграли: Александр Зарядин — Пушкина и Ксения Трейстер — Натали Гончарову. Также в актерском составе проекта представлены: Полина Кутепова, Ростислав Бершауэр, Полина Цыганова, Татьяна Марахонич, Сергей Гармаш, Александр Мизев, Анна Шевчук, Игорь Верник, Александра Ребенок, Владимир Большов, Варвара Комарова и Данил Акутин.
Главная героиня этой истории — женщина. Жена, мать, муза, светская дива: Наталья Гончарова. Как всякая девушка, Натали мечтала о простом человеческом счастье, но жизнь загадала ей быть женой и музой гения.
Для меня главный вопрос, наверное, был, каково это быть женой гения? Тут можно привести в пример ту же Констанцию Моцарта. Все произведения, написанные композитором в период брака, показывают, какие нелегкие были между ними взаимоотношения. Это определенно выбор женщины, который она потом несет на себе, и которому вынуждена постоянно соответствовать. И Натали сделала этот выбор, и, мне кажется, со всем достоинством следовала выбранной судьбе»,
— рассказывает исполнившая роль Натали актриса Ксения Трейстер.
Наталья Гончарова — одна из самых красивых и загадочных русских женщин. После нее не осталось дневников. А в жизни она была неразговорчивой, закрытой и весьма сдержанной в проявлении своих чувств. Тайна, заключенная в этой женщине, волновала не одно поколение. «Натали и Александр» — первый художественный проект, в котором именно жизнь Гончаровой будет показана в самом подробном свете.
Сериал предлагает новый взгляд на романтическое противостояние, ставшее в итоге причиной гибели Александра Пушкина. В отличие от большинства байопиков великого поэта, «Натали и Александр» делает акцент не на треугольнике Дантес — Пушкин — Гончарова, а на взаимоотношениях Натали и Николая I.
Мне кажется, это неожиданный подход к, казалось бы, знакомой всем пушкинской любовной истории. Этот треугольник на самом деле интереснее, да и дуэль-то была тоже исходя именно из этого треугольника»,
— считает режиссер проекта Владимир Щегольков.
В поисках уникальной эстетики проекта, которая бы одновременно отражала и дух эпохи, и романтическую атмосферу, режиссер Владимир Щегольков и оператор Максим Шинкоренко обратились к работам одного из известнейших мастеров визуала — Джо Райта. Его экранизация «Анны Карениной» с Кирой Найтли и Джудом Лоу и стала основным референсом для сериала «Натали и Александр».
Другим источником вдохновения для создателей проекта стал культовый фильм Милоша Формана «Амадей».
С точки зрения понимания Пушкина, мне кажется, это очень близко – та же гениальность и с общепринятой точки зрения в чем-то неадекватное восприятие мира. Одно без другого, пожалуй, и не существует»,
— Владимир Щегольков признается, что именно картина Формана стала для него внутренним режиссерским ориентиром.
Исторический жанр сам по себе предполагает скрупулезное внимание к созданию костюмов и деталей гардероба героев, однако авторы сериала не только придерживались ощущения достоверности, но и наделяли наряды персонажей символическим подтекстом.
Так, практически весь гардероб Натальи Гончаровой был выполнен в светло-голубых тонах, чтобы подчеркнуть невинность и воздушность этого персонажа.
Визуально мы исходили от реальных исторических образов, но и отталкивались от драматической истории сериала. Например, наша Гончарова легкая, воздушная, поэтому очень много голубого цвета, который создает эту легкость. Мы постарались выдержать одну серо-голубую цветовую гамму с самого начала и до конца проекта, но меняли качество ткани. Сначала она была проще, а уже потом стали добавлять кружева, тафту, шелк»,
— вспоминает художник по костюмам Татьяна Убейволк.
А вот актриса Александра Ребенок, которая исполнила роль самой влиятельной придворной дамы первой половины XIX Марии Нессельроде, решила продумать образ своей героини самостоятельно.
Я считаю, что все это больше может раскрыть персонажа, оттенить и создать атмосферу вокруг него. Мария Нессерльроде — жесткая женщина. Я придумала, что основной цвет героини — сталь. Металл имеет свойства меняться: при накаливании может быть красным, затем белым. Так я и сделала в платьях. В начале сериала было платье стального цвета, потом бордовое, потом в красное, а в финале уже была белое»,
— делится Александра Ребенок.
Подпишись на наш канал в Telegram