7days.ru Полная версия сайта

«Укрощение строптивого»: как под соусом юмора нам подсунули токсичное пособие по пикапу

Фильм учит мужчин покорять возлюбленную при помощи грубости, а женщин — верить, что отношения, в которых нужно исправлять «плохого парня», куда интереснее здоровых и гармоничных.

«Укрощение строптивого», 1980
Фото: кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

Фильм «Укрощение строптивого» впервые был показан в Советском Союзе на Московском кинофестивале в 1980-м году. С тех самых пор он является, пожалуй, одной из самых любимых зарубежных лент на постсоветском пространстве. Своей популярностью картина обязана, конечно же, звездному дуэту — Адриано Челентано и Орнелле Мути, которые сыграли центральных персонажей искрометной итальянской комедии.

По мнению семейного психолога Ольги Романив, секрет популярности этого киношедевра в том, что в 80-е годы прошлого века люди мало задумывались о токсичных отношениях и абьюзе. Поэтому и Гоша из фильма «Москва слезам не верит» казался идеальным, несмотря на грязные ботинки, домостроевскую философию и склонность к алкоголю. Да и Женя из «Иронии судьбы» выглядел почти как мачо. Но времена меняются, и мы вместе с ними.

«Укрощение строптивого», 1980
Фото: кадр из фильма

Но если говорить об «Укрощении строптивого», сложно не заметить, что Элиа далеко не идеален. Наоборот, он, по сути, «плохой» парень (просто не ищет серьезных отношений), но хороший хозяин. Он ведет себя с Лизой с самого начала не по-человечески: откровенно обижает девушку, смеется над ней, проверяет на прочность, хотя сам в первую очередь и страдает от выбранной им линии поведения — то и дело бегает рубить дрова на улицу. Но имидж, как говорится, все, особенно если ты брутал из деревни и принял для себя решение оставаться одному и стойко не сходить с этого жизненного пути.

«Укрощение строптивого», 1980
Фото: кадр из фильма

Но и Лиза, которой он откровенно говорит о своих намерениях, слушает вполуха, думая, что перевоспитает Элиа и докажет, что она его достойна. Наверное, поэтому комедия и понравилась российским женщинам, многие из которых по этому принципу строят личную жизнь: доказать, перевоспитать, изменить, улучшить понравившегося мужчину, несмотря на все его попытки сопротивления. 

«Укрощение строптивого», 1980
Фото: кадр из фильма

Для Лизы Элиа — полный разрыв шаблонов: он не падает к ее ногам, не говорит комплиментов, не зовет замуж. С таким богатая наследница из Милана еще не сталкивалась. Он харизматичен, сексуален, отлично танцует, говорит то, что думает, и имеет убеждения. Ценный приз, за который стоит побороться.

Для Элиа Лиза — девушка, у которой есть все и даже больше. Да, она красива, сексуальна, пытается ему противостоять, но стоит ли нарушать свои принципы? И тут начинается игра, кто кого. 

«Укрощение строптивого», 1980
Фото: кадр из фильма

Сложно сказать, что «Укрощение строптивого» — это история про абьюз. Ведь Лиза сама соглашается на эту игру за ценный приз и в общем-то не страдает. У нее есть цель. У Элиа изначально невыносимый характер, но он честен с девушкой, хотя, безусловно, хамоват и грубоват. А как еще ему себя вести, если кто-то посягает на его территорию и свободу?

Ольга Романив
Семейный психолог

Мне кажется, что главная проблема — это не то, что Элиа плохо вел себя с Лизой, хотя при этом влюбился в нее и боролся с собой, а то, что смотревшие этот фильм люди восприняли поведение итальянского фермера по отношению к красивой столичной девушке как пособие по пикапу. По интернету гуляет огромное количество мемов с кадрами из фильма, но с цитатами, которых в кино никогда не было. Кому-то показалось, что раз Челентано мог себе позволить унижать Орнеллу Мути, таким образом можно добиваться расположения красивых девушек.

«Укрощение строптивого», 1980
Фото: кадр из фильма

Но факт в том, что Лиза сразу влюбилась в Элиа, иначе зачем она осталась — ее расположения добиваться было не нужно. Она сама хотела ему доказать, что достойна его, и он должен пересмотреть свои взгляды на жизнь. Элиа — это Сундуков из советского фильма «Три плюс два»: грубоватый, увлеченный, занятый своим делом, ему не до женщин. А женщинам часто такие мужчины нравятся, ведь за них нужно бороться, но не с другими женщинами, а с их собственными убеждениями.

«Укрощение строптивого», 1980
Фото: кадр из фильма

Конечно, в бэкграунде у Элиа были свои психологические проблемы: он интроверт, скорее всего, пережил не одно разочарование на личном фронте, его грубость — это защита от внешнего мира. Но и у Лизы есть свои «тараканы»: другая девушка сто раз бы обиделась на Элиа, собрала вещи и ушла, а она упрямо движется к своей цели, хотя вещи в конечном счете все-таки собрала. Лизе нужно разнообразие, эмоции — это для нее самое главное.

Сложно сказать, как сложились бы после свадьбы отношения героев, но, возможно, они были бы счастливы по-своему. Элиа точно бы не изменял своей красавице-жене, да и причин ее обижать больше не осталось. Если только деревенский мачо и простая жизнь не наскучат привыкшей к Милану и Портофино Лизе. Вот здесь, вероятнее всего, красивая сказка могла бы и закончиться, причем так же стремительно, как и началась. Но будем надеяться, что Лиза увидела в Элиа не только разнообразие, но что-то большее, и научилась получать эмоции от простых радостей жизни. 

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: