7days.ru Полная версия сайта

10 выдающихся фильмов о космосе

В честь Дня космонавтики составили список фильмов, которые будут интересны как фанатам жанра научной фантастики, так и просто любителям хорошего кино.

Кадр из фильма «Салют-7»
Фото: Кинопоиск
Читать на сайте 7days.ru

Сценаристы и режиссеры обращаются к теме исследования космоса давно и регулярно. Жанр стал не только поводом похвастаться новыми технологиями — с его помощью можно пофилософствовать на общечеловеческие темы, поразмышлять над возможным будущим и показать величие космоса. Список ниже — далеко не все фильмы о космосе, достойные внимания. Предлагайте свои варианты в комментариях, если мы пропустили что-то важное.

Кадр из фильма «Космическая одиссея»
Фото: Кинопоиск

Ни один список научно-фантастических фильмов не может обойтись без этого загадочного эпика Стэнли Кубрика. Картина длится 142 минуты, но вовсе не потому, что наполнена сюжетными поворотами. Наоборот, нарративные элементы в фильме редки, а на первый план выходит визуальное повествование, рассказывающее о пути человечества от зарождения до выхода за рамки земного существования. Даже спустя 50 лет «Космическая одиссея» выглядит потрясающе, и только ретро-технологии на экране выдают ее возраст. 

Несмотря на свою, казалось бы, враждебность к массовому зрителю, фильм оставил глубокий след в истории кино. Некоторые образы — Черный обелиск, компьютер HAL 9000, путешествие Боумена сквозь пространство и время — прочно вошли в культуру, и сегодня отсылки к ним можно найти даже в мультфильмах вроде «ВАЛЛ-И».

Кадр из фильма «Солярис»
Фото: Кинопоиск

Картина Андрея Тарковского — своеобразный антипод «Космической одиссеи». Режиссер и задумывал ее как ответ Стэнли Кубрику, который, по его мнению, слишком сосредоточился на техническом прогрессе. Тарковский, напротив, хотел рассказать человеческую историю, где космос — лишь декорация. В центре повествования — размышления о любви и моральном конфликте человека с новыми технологиями. Так, в декорациях «Соляриса» есть элементы земного быта, а сама космическая станция над планетой мыслящего океана кажется условной. 

Несмотря на то, что изменения в сюжете романа-первоисточкика, который написал знаменитый польский фантаст Станислав Лем, привели к ссоре режиссера и писателя, картина стала популярной не только в СССР, но и за рубежом. Она даже попала в список Criterion Collection, американской компании, выпускающей «важные фильмы, как современные, так и классические».

Кадр из фильма «Чужой»
Фото: Кинопоиск

Хоррор Ридли Скотта — эталонный пример фильма, совместившего серьезную научную фантастику с популярным развлекательным жанром. Картина стала родоначальником франшизы, которая уже давно вышла за пределы кинематографа — по ней выходили, например, комиксы и видеоигры. С образом практически непобедимого космического монстра знакомы даже те, кто никогда не видел самого фильма. В историю вошел даже слоган картины — «В космосе никто не услышит твой крик». 

Фанаты до сих пор спорят, какой фильм серии лучше — оригинал Скотта или сиквел Джеймса Кэмерона, но культурное значение «Чужого» сложно переоценить

Кадр из фильма «Близкие контакты третьей степени»
Фото: Кинопоиск

Стивен Спилберг долго вынашивал проект о встрече человечества с представителями внеземной расы. Хотя основное действие картины происходит на Земле, космос в ней присутствует подсознательно как источник загадочного и неизведанного. Фильм сильно отличается от остальных картин Спилберга и уж точно — от его предыдущей работы, триллера «Челюсти», которая положила начало эпохи блокбастеров. «Близкие контакты» взывают в первую очередь к зрительскому воображению — не зря режиссер сопротивлялся идее Columbia Pictures добавить сцены в интерьере космического корабля, которые он после вырезал из «Специального издания».

Студия, однако, переживала зря — билеты на первые показы зрители раскупали молниеносно, а фильм стал одним из самых значимых в научной фантастике.

Кадр из фильма «Контакт»
Фото: Кинопоиск

Экранизация одноименного романа Карла Сагана, знаменитого астронома и астрофизика, единственной художественной книги в его карьере. Неудивительно, что многие считают фильм Роберта Земекиса одним из самых реалистичных из всех картин, посвященных космосу. В «Контакте» для поиска внеземного интеллекта ученые применяют радиоволны, как и в жизни. Сюжет фильма построен на реальной физике, а также предположениях Сагана о развитии существующих теорий. Инопланетяне в картине общаются с помощью математики, как и предполагают некоторые ученые. Полет сквозь кротовую нору основан на серьезных исследованиях, хотя считается невозможным при современном техническом развитии. 

Кадр из фильма «Луна 2112»
Фото: Кинопоиск

В XXI веке количество фильмов про космос растет. В этом помогают как новые технологии съемок, так и научные открытия. «Луна», или «Луна 2112» в российской локализации, выделяется в том числе и съемками. Это убедительная фантастика, которую Дункан Джонс сумел снять всего лишь за $5 миллионов — сущие гроши по меркам жанра. В отличие от большинства фильмов об исследовании космоса, планет и спутников, «Луна» делает ставку на клаустрофобию и одиночество. Конечно, без отсылок к предшественникам тут не обошлось: наиболее очевидная из них — робот ГЕРТИ, так сильно напоминающий ХЭЛа из «Космической одиссеи». Тем не менее это настоящие авторское кино о природе человека, и чем меньше о сюжете вы знаете — тем более впечатляющим будет первый просмотр. 

Кадр из фильма «Пекло»
Фото: Кинопоиск

Фантастический фильм Дэнни Бойла, автора «На игле» и «28 дней спустя», больше походит на психологический триллер в космических декорациях. История об экспедиции к Солнцу, от которой зависит земная цивилизация, вышла на удивление личной. И хотя фильм не ждал прокатный успех, о нем до сих пор вспоминают с теплотой — настолько убедительно и красиво он рассуждает на тему важности одной человеческой жизни по сравнению со всем человечеством. Само Солнце при этом предстает чем-то богоподобным и недоступным — не зря космический корабль главных героев делит свое имя с мифическим Икаром. 

«Пекло» экспериментирует с жанрами, и некоторым зрителям его повествование может показаться неровным, но все происходящее в экспедиции связано тематически и тонально. Таким образом картина стала одним из самых интересных представителей мрачной космической фантастики 2000-х годов.

Кадр из фильма «Гравитация»
Фото: Кинопоиск

Фильм, сочетающий в себе драматургическую простоту и невероятный космический масштаб. Именно для такого кино существуют громадные IMAX-кинотеатры, дающие прочувствовать монументальность происходящего. Это не значит, что на экранах поменьше фильм перестает впечатлять — напряжение, которое нагнетают Альфонсо Куарон и оператор Эммануэль Любецки, чувствуется вне зависимости от размера изображения. Им, а также соавтору сценария Хонасу Куарону, брату режиссера, удалось решить нетривиальную задачу — сделать главным антагонистом сам космос, пугающий своей необъятностью. «Гравитация» позволяет себе много допущений и условностей, и ее вряд ли можно назвать достоверной, но если вы сможете их принять, ваш ждет невероятно впечатляющий фильм.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Любой фильм Кристофера Нолана так или иначе становится важным событием в мире кино, а «Интерстеллар» в свое время привлекал темой исследования космоса. Казалось, что режиссер может снять свою «Космическую одиссею», но подход Нолана слишком отличается от Кубрика. Режиссер куда более многословен и предпочитает проговаривать свои темы вслух, а не оставлять их для зрительского воображения. Кому-то долгие рассуждения о любви могут показаться искусственными, но это уже часть кинематографического языка Нолана. У него вышел, скорее, умный фильм-катастрофа, нежели визуальная поэма, как в «Космической одиссее», но за ней скрывается искреннее кино и запоминающаяся научная фантастика. 

Кадр из фильма «Салют-7»
Фото: Кинопоиск

Хотя фильм Клима Шипенко, основанный на реальных событиях, оказался в тени «Гравитации», он, пожалуй, стал главным достижением нового российского кино на тему космоса. Картина основана на дневниках Виктора Савиных, но сюжет в ней изменен и упрощен, чтобы быть понятным зрителю, не знакомому со спецификой работы космических станций. 

Фильм ждали положительные отзывы и прокатный успех, а что самое главное — он сумел доказать, что в России можно снимать качественные космические блокбастеры. Не просто так «Роскосмос» выбрал именно Клима Шипенко в качестве режиссера будущего фильма «Вызов» — картины, которая будет сниматься буквально в космосе.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: