Накануне американская киноакадемия раздала «Оскары», ожидаемо отметив драмы «Земля кочевников» и «Отец», а также мультфильм «Душа». За бортом остались «Девушка, подающая надежды», «Минари» и многие другие хорошие картины. Однако наличие заветной золотой статуэтки «За лучший фильм» вовсе не даёт мирового признания, а ее отсутствие не говорит о том, что фильм будет забыт зрителем. Мы решили вспомнить, какие ленты в свое время были обделены главным оскаровским призом, однако все равно стали культовыми.
Пару лет назад члены Американской киноакадемии навлекли на себя гнев многих зрителей, оставив без «Оскара» наиболее драматичный, правдивый и человечный фильм 2017 года. Эта история борьбы за справедливость американки Милдред Хейс (Френсис МакДорманд), в одиночку пытающейся найти убийцу собственной дочери, запала в душу многим зрителям и критикам. Однако награду «За лучший фильм» в тот год у нее отняла фантастическая и атмосферная «Форма воды» Гильермо дель Торо. А режиссер «Трех билбордов» Мартин МакДона, сумевший перенести столь драматичный сюжет на экран без пафоса, но с юмором, остался без «Оскаров» вообще.
Но мы все равно любим этот пронзительный фильм с гениальным актерским составом и без зазрения совести можем назвать его одной из лучших картин прошедшего десятилетия.
За год до истории с «Тремя билбордами» на «Оскаре» разыгралась еще одна драма. Мало того, что восхитивший любителей кино по всему миру мюзикл Дэмьена Шазелла «Ла-Ла Денд» не взял главный приз на «Оскаре», так над его создателями еще и слегка поиздевались, подсунув на церемонии не тот конверт с названием фильма-победителя. В итоге заветную статуэтку получила драма «Лунный свет» о темнокожих гомосексуалах, но «Ла-Ла Ленд», безусловно, запомнился зрителям намного лучше.
Этот легкий мюзикл рассказывает о любви старлетки, мечтающей о карьере в Голливуде, и талантливого джазового пианиста. Встретившись и полюбив друг друга, они должны сделать сложный выбор между отношениями и погоней за мечтой.
Тогда, в 2016 году, «Ла-Ла Ленд» будто воплотил в себе ностальгию и тоску мирового зрителя по просто хорошему, немного наивному, но обреченному на успех голливудскому мюзиклу.
Драма о взрослении и ответственности писателя, умело замаскированная под военный фильм и снятая по книге Иэна Макьюэна, по сей день считается одной из лучших актерских работ Джеймса МакЭвоя, Киры Найтли и Сирши Ронан. Она повествует о тринадцатилетней фантазерке Бриони Таллис, неосознанно разлучившей собственную старшую сестру с возлюбленным аккурат перед Второй мировой. Став свидетельницей изнасилования, она обвиняет садовника и своего лучшего друга Робби, из-за чего тот несправедливо попадает в тюрьму. Взрослеющей героине предстоит осознать ошибку и искупить вину за разрушенные судьбы дорогих для нее людей в декорациях войны и множества смертей.
«Искупление» было выдвинуто на «Оскар» в доброй половине номинаций, но, как это часто бывает, получило только символическую награду за лучший саундтрек.
Калифорния, 1920-е годы. В Америке вовсю идет освоение нефтяных запасов кучкой дельцов и авантюристов. На фоне активно развивающейся новой отрасли свою американскую мечту воплощает жестокий и беспринципный предприниматель Плэйнвью. «Нефть» – история его головокружительного взлета и духовной смерти.
Даже странно, что режиссер Пол Томас Андерсон, горячо любимый Американской киноакадемией, в этот раз остался без «Оскара». Хотя, будем честны, с победившей в тот год картиной братьев Коэнов «Старикам тут не место» тягаться было невероятно сложно. Зато свою награду заслуженно унес Дэниэл Дэй-Льюис, виртуозно и слегка демонически сыгравший одержимого нефтяника. «Нефть» же свою славу получила так или иначе – лента то и дело включается разными критиками и изданиями в рейтинг лучших фильмов XXI века.
Да-да, из всех трех картин культовой трилогии Питера Джексона о Фродо и кольце «Оскар» в номинации «За лучший фильм» получила только заключительная часть «Возвращение короля» – вместе с десятью другими статуэтками.
Пересказывать сюжет, пожалуй, было бы нелепо – все мы помним хоббитов, Гэндальфа, Арагорна и других любимых многими героев. Вопрос о культовости этих фильмов, открывших новую эру блокбастеров в начале нулевых, тоже поднимать излишне. Отметим только, что так виртуозно отразить на экране абсолютно фэнтезийный мир не удавалось, наверное, никому после Джексона. Даже самому Джексону, чьи вышедшие уже в 2010-х «Хоббиты» значительно уступают первой трилогии почти по всему пунктам – от атмосферности и ламповости до привязанности зрителя к персонажам.
Ну как, в голове уже играет Чак Берри, а ноги сами пляшут твист по примеру Умы Турман и Джона Траволты? В это сложно поверить, но надо признаться, что «оскаровская» публика в свое время не поддалась флеру «Криминального чтива» и снисходительно вручила фильму награду только за сценарий.
Квентину Тарантино вообще как-то мало везет с «Оскарами» – сколько бы его ни номинировали, в итоге режиссер остается без главной статуэтки этой привередливой кинопремии. Ну, да все это «буллшит» (ерунда) – так сказал бы сам мастер. Да и зачем ему «Оскары» за «Криминальное чтиво», когда есть «Золотая пальмовая ветвь» и упоминание почти во всех учебниках по искусству режиссуры?
Два фильма-взросления, вышедших с разницей в четыре года, роднит не только свежий взгляд на подростковые проблемы самоопределения и отношений отцов и детей, но и тот факт, что ни у одного из них нет главного «Оскара». А ведь тот же «Клуб «Завтрак» в 80-е, что называется, порвал все возможные стереотипы вроде «маленькие детки – маленькие бедки» и изобразил школьников современными романтиками, ищущими свое место во враждебном мире.
Что ж, сейчас уже поздновато осуждать киноакадемию за такую недальновидность. «Карпэ диэм» («лови мгновение») – как учил герой Робина Уильямса в «Обществе мертвых поэтов». Оставляем обиды и двигаемся по списку дальше.
Кто-то на «Оскаре» явно не любит запах напалма по утрам, раз обделил лучшую картину в карьере Фрэнсиса Форда Копполы заслуженным призом. В «Апокалипсисе» культовым можно назвать абсолютно все – от Марлона Брандо в образе спятившего полковника Курца до легендарной песни The Doors «The end» в саундтреке.
Картинка, сценарий и музыка в этом фильме завораживают и погружают в состояние медитации. А ведь речь вообще-то идет о войне во Вьетнаме, бомбежках и неоправданной жестокости. Этот парадокс «Апокалипсиса» заставляет восхищаться работой Копполы до сих пор – а еще вопрошать: «Где же «Оскар»?»
Рассуждения Стэнли Кубрика на тему будущего человечества и его обязательного противостояния с искусственным интеллектом (кстати, намного раньше «Терминатора») тоже не впечатлили его коллег по ремеслу. Все, что досталось «Одиссее» – приз за визуальные эффекты. И странно было бы, не получи режиссер хотя бы эту награду.
Кубрик – режиссер изобретатель и новатор, его работа со спецэффектами в то время, когда компьютерной графики и гринскрина не было и в помине, вызывает желание преклонить колено перед гением. «2001 год: Космическая одиссея» – тот самый случай, когда во время просмотра невозможно поверить, что перед нами фильм 1968 года. А ведь визуальная составляющая занимает только малую долю от общей легендарности этого глубоко философского фильма.
Подпишись на наш канал в Telegram