7days.ru Полная версия сайта

«Новая этика» в кино: расовое разнообразие, фемповестка и принятие себя

Мы решили проследить, как веяния «новой этики» постепенно внедрялись в мировой кинематограф.

«Бриджертоны»
Фото: Кадр из сериала
Читать на сайте 7days.ru

Первые кадры со съемочной площадки ремейка «Золушки» (сказку пересняли компании Sony и Amazon) оставили равнодушными лишь единицы. Всех впечатлила фея-крестная — прежде всего, своим нейтральным гендером. Ее играет манерный и очень яркий актер Билли Портер. И если раньше он затмевал своими платьями голливудских актрис на красной дорожке, то теперь на его фоне рискует померкнуть и сама Золушка. 

К слову, гендерно-нейтральная — это не бесполая, а просто без каких-то конкретных социальных ролей и феминных или маскулинных маркеров. Спустя неделю после этой новости Портер снова ошарашил весь свет, объявив о своем ВИЧ-положительном статусе. Тем самым он призвал мир снять стигму с этого заболевания. Казалось бы, далекие друг от друга новости на деле ближе, чем кажется. Все это — веяние так называемой «новой этики». Мы решили проследить, как это явление постепенно внедрялось в киноиндустрию.

«Секс в большом городе», реж. Майкл Патрик Кинг
Фото: Кадр из сериала

«Секс в БГ» стал одним из зачатков лент, пропагандирующих феминистские ценности и свободные половые связи. К слову, сегодня некоторые отношения в сериале кажутся не столь уж и современными. Например, созависимая Кэрри (Сара Джессика Паркер) и контрзависимый Мистер Биг (об этом читайте в нашем предыдущем материале). И все же рассказ о четырех свободомыслящих подругах, перешагнувших 30-летний рубеж, стал глотком свежего воздуха не только в киноиндустрии, но и в умах. Помимо главных героинь, дух времени отражается в поведении второстепенных персонажей. Например, один из друзей Кэрри открыто говорит о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. В этом году HBO анонсировал, что начнет снимать сиквел, который будет называться «And Just Like That…». Так вот здесь тоже появится персонаж нетрадиционной ориентации. Ну и что, скажете вы. Но дело в том, что и тут создателям удалось удивить: роль квир-комика сыграет известная небинарная актриса Сара Рамирес. 

«500 дней лета», реж. Марк Уэбб
Фото: Кадр из фильма

Легендарную романтическую комедию режиссера Марка Уэбба с Джозефом Гордоном-Левиттом и Зои Дешанель в главных ролях одиннадцать лет назад аудитория поняла, да не до конца. Подчеркнем: фильм стал именно непонятым, а не недооцененным. По этой части проблем с лентой не возникло. Так вот, главный герой на протяжении всей картины вспоминает свои неудавшиеся отношения с прекрасной девушкой Саммер (Дешанель). Левитт в роли Томаса Хэнсона вышел настолько очаровательным, что зрительницы упустили из виду, какой он душный и токсичный. Очень важно то, как по-разному Томас и Саммер воспринимают одни и те же эпизоды жизни, связанные друг с другом. И если для одного это ванильная любовь, то для второй — это жесткие металлические тиски. «500 дней лета» — смелая попытка переосмыслить жанр романтической комедии и проговорить, что растиражированные на десятки однотипных фильмов ролевые модели не так уж и хороши, как кажется на первый взгляд.

«Утреннее шоу», реж. Мими Ледер, Дэвид Фрэнкел и др.
Фото: Кадр из сериала

Спустя десятилетие после выхода «Секса в большом городе» сразу шесть женщин-продюсеров (включая Риз Уизерспун и Дженнифер Энистон) стали создателями сериала «Утреннее шоу» ( 2019). Лента — этакий манифест движения MeToo, родившегося на волне многочисленных сексуальных скандалов в Голливуде. Собственно, о крупном эпизоде харассмента в «Утреннем шоу» и идет речь. Четкая фемповестка прослеживается во многих сериалах последнего пятилетия. Например, в британской драмеди «Дрянь» (2016). Ярким примером фемповестки считается и мини-сериал «Неортодоксальная» (2020). Он основан на реальной истории еврейской девушки по имени Эсти, которая бежит из ультраортодоксальной общины в Нью-Йорке в Берлин, где начинает новую жизнь. 

«Почему женщины убивают», реж. Дэвид Гроссман, Дэвид Уоррен и др.
Фото: Кадр из сериала

Со временем из-за социальной повестки не приглашать в кино и сериалы представителей других рас, помимо европейских, стало чревато общественным порицанием. Так, в 2019 году вышла новость о том, что диснеевскую русалочку сыграет темнокожая Холли Бейли, чей типаж так далек от прототипа мультяшки Алисы Милано. Тут впору упомянуть новые требования Американской киноакадемии. Согласно им, по меньшей мере один из исполнителей главных ролей или ролей важных героев второго плана имеет азиатское, афро- или латиноамериканское происхождение. Один из ярчайших примеров — вышедший в 2019 году сериал «Почему женщины убивают». Истории трех женщин, живущих в разные годы в США: европейка — в начале века, азиатка — в середине и афроамериканка — уже в наши дни.  

«Бриджертоны», реж. Джули Энн Робинсон, Шери Фоксон, и др.
Фото: Кадр из сериала

Картина «В нашем дворе» (1920) режиссера Оскара Мишо стала первым фильмом, в котором снялись преимущественно чернокожие. Это история образованной южанки, которую бросает жених. Она переезжает на Север, чтобы добыть денег для школы, где учатся афроамериканцы. Этакий ответ вышедшему за пять лет до этого «Рождению нации» Дэвида Уорка Гриффита. Немую драму считают одним из самых ярких примеров кинорасизма. Во второй части афроамериканцы показаны жестокими и подавляющими белое население. Поэтому историческая значимость обеих картин ценна не только по отдельности, на них следует смотреть, в том числе, и как на два фильма-антагониста. 

После в киноиндустрии появлялись фильмы, так или иначе затрагивающие расовую тему, но вплоть до 70-х годов XX века чернокожие актеры все равно встречались достаточно редко. И только ближе к 80-м крупные режиссеры начали снимать кино с их участием ( «Зеленая миля», «Побег из Шоушенка» ). А одним из главных чернокожих режиссеров современности безусловно стал Спайк Ли («Малькольм Икс», «Не пойман — не вор», «25-й час», «Черный клановец»). Его фильмы затрагивают такие темы, как расовая дискриминация, бедность и колоризм. Что по части сериалов, то одними из самых ярких представителей здесь можно назвать «Атланту» Дональда Гловера (он же известен под псевдонимом Childish Gambino) — о молодых людях, которые пытаются пробиться на хип-хоп Олимп, и «Бриджетоны» (2020), который как бы заявляет: цвет кожи настолько неважен, что герцога, живущего в XIX веке, может сыграть чернокожий актер. История — это условность.   

Портер в роли феи крестной наделал много шуму, да и Русалочка в целом тоже. За афроамериканскую Анну Болейн в одноименном сериале зрители, еще даже не смотревшие, щедро ставят единицу и склоняют на все лады ленту. Тем не менее само по себе толерантное отношение и снятие многочисленных стигм все же явление хорошее. Как минимум потому, что прогрессивное общество требует прогрессивного искусства (а мы свято верим в то, что кинематограф — это, прежде всего, искусство).

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: