7days.ru Полная версия сайта

Режиссер «Инсомнии» Ольга Френкель: «Даже очевидное зло не так однозначно, как кажется»

Создательница нового сериала о гипнозе и реинкарнациях раскрыла тайные послания в проекте.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала
Читать на сайте 7days.ru

Онлайн-кинотеатр PREMIER представил новый мистический детектив «Инсомния». Сюжет раскрывает историю успешного психотерапевта Юрия Шталя, который лечит своих пациентов с помощью гипноза. Но сам Юрий страдает от бессонницы и ночных кошмаров, смысл которых не может себе объяснить. Разгадывая тайны подсознания своих пациентов, Юрий натыкается на метод регрессивного гипноза, который ранее не практиковал. И постепенно понимает, что решение его проблемы нужно искать в прошлой жизни. 

Накануне выхода финальной серии 2 ноября мы поговорили с режиссером Ольгой Френкель о том, где правда и вымысел в сериале, действительно ли гипноз эффективен, почему для главной роли она выбрала комедийного артиста Гошу Куценко, а главное, будет ли продолжение сериала. 

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

– «Инсомния» –  это ваш первый драматический проект. Почему вы решили попробовать себя в этом жанре?

– Когда мы закончили снимать комедийный сериал «Деффчонки», я довольно долго пребывала в депрессивном состоянии. Весь накопленный мною за тот период опыт сводился, в основном, к походам на психотерапию и попыткам разобраться с кризисом среднего возраста, фобиями и бессонницей. В тот момент продюсеры Валера Федорович и Евгений Никишов выловили меня и сказали: «Чего сидишь, давай что-нибудь пиши». – «Боюсь, сейчас я могу написать только про людей с ментальными проблемами и про походы к психотерапевту». – «Отлично! Ментальные проблемы – наше все!» – «Еще могу про реинкарнацию – я проходила курс регрессивного гипноза». Оказалось, Женю и Валеру эта тема тоже будоражила, и мы начали работать над проектом.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

– То есть, вы создавали сериал, исходя из личного опыта?

– Да, «Инсомния» – очень личный проект. В нем собраны не только мои страхи, личные переживания и сны, но и истории близких мне людей. Я даже сомневалась, стоит ли делиться всем этим. Это еще и моя благодарность психотерапевту Татьяне Осановой. Ее, к сожалению, не стало прошлым летом. Она помогла мне справиться с некоторыми тяжелыми состояниями, используя, в том числе, регрессивный гипноз. Пока создавалась «Инсомния», она консультировала меня, читала сценарий, вдохновляла, давала советы. Некоторые кейсы Юрия Шталя – реальные истории из ее практики.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

– Истории о реинкарнации тоже позаимствованы из реального опыта?

– Да.

– Как вообще проходят такие сеансы? Так же, как в кино?

– Это очень похоже на происходящее в сериале. Юрий Шталь использует «метод лифта», примерно так погружали в гипноз и меня. Есть разные виды гипноза – классический, эриксоновский, всем известный цыганский гипноз. Кстати, Шталь же дерзкий мужчина, иногда он использует и цыганский гипноз – когда нужно застать человека врасплох. Но именно «метод лифта», который использовала мой покойный психотерапевт для погружения в прошлые жизни, показался мне наиболее впечатляющим и кинематографичным, поэтому в «Инсомнии» главный герой осваивает и далее использует его.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

– Может ли гипноз как неклассический метод лечения быть опасен для человека?

– Я уверена, что во многих случаях гипноз невероятно эффективен. Особенно когда ты не можешь решить свою проблему с помощью каких-то традиционных методов, психоанализа, например. Как говорит Юрий Шталь в первой серии, невозможно годами ходить к специалисту, чтобы говорить о маме.

Не знаю, что плохого может произойти под гипнозом. Разве что воспоминание о смерти будет переживаться травматично. Зато сразу можно найти объяснение своим страхам, понять роль, которую в этой жизни играют твои близкие, раскрыть смысл основных событий и свой главный урок.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

– Как актеры отнеслись к такой теме? Не все ведь верят в реинкарнацию и прошлые жизни.

– Когда мы начали снимать пилот «Инсомнии», мы пригласили в качестве консультанта известного психотерапевта-гипнолога Андрея Кухаренко. Мне хотелось, чтобы Гошу консультировал именно мужчина-гипнолог. Андрей приходил на смены и учил, каким голосом говорить, как вести себя на приеме, следил за движениями.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

Он так рассказывал о гипнозе и психотерапии, что Гоша в какой-то момент увлекся всей этой темой и хотел попробовать гипноз с другой стороны, уже в качестве пациента, но потом, кажется, решил пока не ворошить все эти пласты без надобности. Он все же очень оптимистичный человек, умеет быть счастливым здесь и сейчас. И я все время учусь у него этому.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

А вот Маша Миронова оказалась настолько подкована во всех этих вопросах, что, наверное, скоро сможет сама вести прием. Она изучила, кажется, все, что написано на тему психотерапии и регрессологии в частности, и очень многое предлагала на этапе читок и репетиций.

– На тему прошлых жизней снято не так много фильмов и сериалов. Вам было на что ориентироваться?

– Когда сценарий был почти дописан, я узнала, что, оказывается, есть замечательный фильм «Облачный атлас». Но я специально не смотрела ничего по этой теме, пока не досняла «Инсомнию». Боялась обнаружить, что снимаю что-то вторичное. А вдохновлялась я, в первую очередь, книгой Майкла Ньютона «Жизнь после Жизни» (другое название – «Путешествие души»). Ньютон – самый известный гипнотерапевт-регрессолог. У него школа в США, множество последователей, книг, доступны видео и аудиозаписи с его сеансами. Все это выглядит для меня довольно убедительно. Именно его исследования вдохновили на основной сюжетный заход – историю о том, как гипнолог в процессе сеанса случайно нащупал метод регрессивного гипноза и что из этого вышло.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

– В одной из серий Юрий Шталь, когда возвращается домой к отцу, становится перед ним на колени. Эта сцена очень похожа на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына к отцу». Это был сознательный ход?  

– Да, мы держали в голове блудного сына, сразу планировали снять именно такой кадр. Наш оператор Алишер Хамидходжаев всегда, приступая к очередной кинокартине, идет в Третьяковку. Например, когда он снимал «Шторм» с Хлебниковым, он вдохновлялся картинами Мунка. А для «Инсомнии» Алишер предложил в качестве визуального референса картины Эгона Шиле – эти его рыжеволосые обнаженные женщины, ломаные линии, эмоциональный надрыв…

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

– Правда ли, что изначально вы задумывали расставить другие акценты, раскрыть тему вечной любви?

– Мне всегда хотелось сделать проект о том, что никто ни в чем не виноват. Показать, что даже, казалось бы, очевидное зло не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Мне было важно оправдать все происходящее с нами, даже негативное, постыдное. И второй важный для меня момент –  это, конечно, вечная любовь, которая, как говорит мать героя в финале, оправдывает все. Мы все здесь затем, чтоб научиться любить. Любовью можно все вылечить и все исправить. И какую бы ошибку мы ни совершили, нам всегда будет дан шанс меняться, менять пространство вокруг и быть счастливыми.

– Какие сложности были во время съемок?

Основные сложности были связаны с ковидом. Мы вернулись из Франции со съемок пилота в феврале, а в марте случился локдаун и вместо «Инсомнии» мы с Гошей снимали комедийный ситком про локдаун. Работа возобновилась осенью, но все мы начали по очереди болеть - актеры, съемочная группа. Я молилась, чтобы все были живы-здоровы и чтобы когда-нибудь все-таки завершить проект. В итоге все это затянулось так надолго, что от момента задумки проекта до выхода в эфир прошло более трех лет.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

– До «Инсомнии» вы снимали в основном комедийные сериалы. Теперь вы можете сравнивать – что дается легче?

– Комедии снимать гораздо сложнее. Все время нужно делать смешно. С точки зрения профессии, мне кажется, что, если режиссер смог убедительно снять комедию, любой другой жанр для него – просто «тьфу». Когда снимала «Инсомнию», я была поражена, насколько это проще. С другой стороны, комедию снимать легче морально – сидишь за плейбеком, веселишься, хохочешь.

Возможно, мне хотелось бы сейчас немного отдохнуть от драмы, потому что в течение трех лет я вначале писала про страдания, потом смотрела на все эти страдания на съемках, потом монтировала эти страдания… Однажды, когда мы снимали какую-то особенно драматичную сцену, я вдруг поймала себя на мысли: «Боже мой, как же я скучаю по комедии! Это просто невыносимо – из кадра в кадр боль, смерть, слезы… В какой-то момент мне казалось, что я просто сойду с ума, как мой герой, и все остальные члены съемочной группы тоже.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

– У Гоши Куценко в сериале тоже новое амплуа, не привычное комедийное. Почему решили взять на роль его?  

– Я искала артиста на роль Юрия очень долго. Женя с Валерой меня спрашивали: «А кто твой dream cast?», то есть актер мечты. Я отвечала: «Александр Кайдановский». В то же время, параллельно с кастингом «Инсомнии», мне пришлось принять участие в съемках пилота одного комедийного проекта. Удивительно, что именно там я встретила своего идеального Юрия Шталя – Юрия Георгиевича Куценко. Там материал – практически Зощенко, просто на грани фарса. Он был утвержден в тот проект без проб: он в этом жанре мастер номер один.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из сериала

Я зашла к нему в гримерку познакомиться, просто посмотрела в его глаза и в ту же секунду поняла, что это и есть мой герой. Конечно, потом мы делали пробы, потому что снимать Куценко в этой роль было неожиданным для всех решением. Но интуиция меня не обманула – он и внешне, и внутренне оказался абсолютно то, что надо.

«Инсомния», реж. Ольга Френкель
Фото: Кадр из фильма

– Будет ли продолжение «Инсомнии»?

– Сейчас продюсеры обсуждают возможность запуска второго сезона, и мы с моим соавтором Машей Тиллес вроде бы нащупали, в какую сторону можно дальше развивать сюжет, но мне так не хочется вновь заставлять своих героев страдать. Ведь основа драматургии – это конфликты, несчастья. А так хочется, чтобы Юра после всех мытарств был, наконец, счастлив. Он и так настрадался уже…

Все серии «Инсомнии» можно эксклюзивно посмотреть в онлайн-кинотеатре PREMIER.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: