7days.ru Полная версия сайта

«Балабанов. Колокольня. Реквием»: фильм-прощание с великим режиссером

Даже если вы никогда не интересовались творчеством Балабанова, эта картина найдет, что сказать вам.

«Балабанов. Колокольня. Реквием»: фильм-прощание с великим режиссером
Фото: Кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

Алексей Балабанов — имя для российского кино в каком-то смысле священное: его фильмы, особенно дилогия «Брат», растасканы на цитаты, словно кинематографическая Библия. Сам он, фигура по-своему таинственная и неоднозначная: нелюдимый, неразговорчивый человек, что-то знавший о жизни и правде и пытавшийся эту правду до зрителя донести. Воевал в Афганистане, пил, растил двух детей (оба пошли по его стопам — Федор стал актером, Петр — художником-постановщиком) и делал свое кино, не похожее ни на что. В 2013 году Алексей Балабанов умер в возрасте 54 лет — а через 40 дней развалилась колокольня, которую он снимал в своем последнем фильме «Я тоже хочу». О жизни великого режиссера в фильме рассказывает его близкая подруга, киновед и режиссер Любовь Аркус.

«Балабанов. Колокольня. Реквием»
Фото: Кадр из фильма

Тут стоит сразу отметить, что фильм не стремится вообще ни к чему — в том плане, что у него нет какого-то внятного месседжа, который он хочет донести. Аркус сделала немало бекстейджа на съемках «Я тоже хочу», с которого и началась идея дока о Балабанове. Отсюда и звание долгостроя, на создание которого потребовалось более десяти лет. Но создавался он не для того, чтобы подтвердить или развенчать мифы о режиссере — Алексей Октябринович как был, так и остался тайной. Даже в домашних архивах, где он проводит экскурсию по своей квартире и рассказывает о своих фильмах. Один из них, дебютная картина «Счастливые дни», фигурирует несколько раз, и если уж и искать в «Колокольня. Реквием» какой-то посыл, то он очень простой: главный герой, как и все люди, больше всего хотел до этих счастливых дней дожить. Но не дожил.

«Балабанов. Колокольня. Реквием»
Фото: Кадр из фильма

Разумеется, найдется немалая доля зрителей, которые захотят посмотреть фильм, чтобы вновь вспомнить многочисленные цитаты из картин Балабанова, ставшие народными и превратившиеся в отдельный столп мифотворчества о нем. «Вы мне, гады, еще и за Севастополь ответите!», «Сила — в правде», «Не брат ты мне, гнида ***ая», «Любишь медок — люби и холодок» — все это превратилось в эдакие «10 (или больше) заповедей Балабанова», которого воспринимали (а иногда и до сих пор воспринимают) как певца насилия, пессимизма и чуть ли не национализма. Но то, какой Балабанов в кадре, способно искренне удивить зрителя: этот скромный, тихий, временами болезненный человек уж точно не об этом всем. В том-то и дело, что фильм говорит все, не говоря практически ничего: мы видим настоящего Балабанова, а не тот памятник (нерукотворный!), к которому не зарастет народная тропа.

«Балабанов. Колокольня. Реквием»
Фото: Кадр из фильма

Если уж на то пошло, в «Брате» была еще одна цитата, которую тоже любят, но все-таки меньше, чем остальные: «Что ж такое, были же люди как люди, и вдруг все сразу стали кретины. Парадокс». И вот об этом, пожалуй, тоже кино Аркус — о том, как Балабанов, по природе своей миролюбивый человек, превратился чуть ли не в символ маскулинности в нашей культуре. Это попытка вернуть большому художнику первоначальный смысл его жизни и творчества (а творчество для Балабанова и было единственной целью в жизни — после, разве что, семьи). Это действительно запоздалый реквием выдающемуся человеку, который всю жизнь, как герой своего последнего фильма, шел к Счастью и боялся, что места там хватит на всех, кроме него. Но, пожалуй, ему место там все же нашлось.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: