Под сводом полуразрушенной церкви, с прекрасным видом на парижский новострой – Эйфелеву башню – мечтают о прекрасном будущем брат и сестра, а также их маленький названый брат. Родителей у детей нет, о них кое-как заботится пьющий священник, но свой кусок хлеба с маслом они зарабатывают сами – обчищая карманы богачей. Стать героями романа Виктора Гюго этим ребятам не суждено – их ждет иной путь. Брата убьет местный авторитет, некто Хесус, а само убийство повесят на сестру. Выйдя из тюрьмы спустя 15 лет, все еще юная бунтарка решит отомстить – втеревшись в банду Хесуса, чтобы в нужный момент воткнуть нож в его черное сердце.
«Банды Парижа» (2023, Франция, реж. Ромен Киро) очень хотят понравиться – почтенную публику завлекают авантюрным сюжетом, красивыми актерами (особенно в детских ролях), стилистикой ретрооткрыток и даже вполне современным саундтреком, в котором есть и Джонни Холлидей, и Death in Vegas. Но нет главного – обаяния и искренности, ради которых «Бандам» можно было бы многое простить. Никаких эмоций не вызывает главная героиня Билли (Алис Исааз) – ни в тот момент, когда она, как сумасшедшая Невеста из «Убить Билла», пускает фонтан крови из своей очередной жертвы или откусывает палец придурку из трактира, ни в тот, когда она хрипит, подвешенная на веревку своим якобы возлюбленным. Не вызывает эмоций и ее возлюбленный (Нильс Шнайдер), которого мы почему-то вслед за Билли должны полюбить, поскольку все женщины от него без ума. При этом все пьют, не переставая – то абсент, то чистый джин, то вино (кажется, всего один раз на столе в кадре появляется чай), курят опиум, и ни на мгновение не выходят из адреналинового дурмана – им бы всем протрезветь хоть ненадолго, но не судьба.
Время от времени в кадр попадает знакомое лицо (Росси де Пальма в роли Сары Бернар, Доминик Пинон – тот, что был влюбленным завсегдатаем бара в «Амели»). Но это кино подчеркнуто «незвездное», у всех персонажей словно стерты индивидуальность и харизма. Несимпатичен никто, кроме разве что одного увальня по кличке Медведь и его подружки, толстой проститутки, но, увы, «Банды Парижа» – не их история.
Если что, фильм как бы основан на «реальных событиях» – банда «Апашей» действительно терроризировала Бельвиль и Монмартр в самый разгар «belle epoque», и Ромен Киро даже пытается оправдать их мотивы псевдосоциалистическими идеями (Хесус в баре «толкает» пламенную речь в духе «Заводы – рабочим, землю – крестьянам»). Но «Банды Парижа» – кино не про классовую борьбу и даже не про любовь, а про набор красивых открыточных видов, снятых в клиповой манере. Вот последний сеанс в кинотеатре – черно-белое кино на экране оживляется всполохами красной артериальной крови. Вот квартал проституток с пышными красавицами в грязно-розовом («десять клиентов в день – это тридцать франков, на фабрике ты получишь меньше»). Вот уличные сценки, похожие на архивную пленку, покрытую сепией. Это по-своему красиво, но явно недостаточно для того, чтобы рассказать историю в духе «Бонни и Клайда» и выжать скупую слезу хоть из кого-нибудь.
Подпишись на наш канал в Telegram