7days.ru Полная версия сайта

«Кэндимен»: прямолинейно — не значит плохо

Продолжение одноименного хоррора тридцатилетней давности потеряло налет романтичности, но прибавило в красоте и актуальности.

«Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста
Фото: Кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

Хорроры — вещь странная. То, что кажется жутким и захватывающим одним, для других будет смешным и глупым. Кто-то считывает мистику, монстров и кровопролитие как отражение страхов общества, а для кого-то важнее четкое объяснение, что именно происходит на экране. С остросоциальными хоррорами, на которых специализируется продюсер, режиссер и сценарист Джордан Пил, все еще сложнее. 

К примеру, «Кэндимена» 2021 года вряд ли можно понять, не зная проблем США. Даже те, кто в курсе последствий джентрификации бывших гетто чернокожего населения, вынуждены оценивать посыл фильма в контексте далекого и, возможно, непонятного государства. Поэтому ко всему, что сказано ниже, стоит сделать оговорку: хотя России тоже свойственна джентрификация вместе с сопутствующими проблемами, она отличается от американской, и некоторые темы «Кэндимена» мы можем понять лишь умозрительно. 

«Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста
Фото: Кадр из фильма

Кому-то даже может показаться, что фильм чересчур заряжен так называемой «повесточкой», но стоит помнить, что его снимали не для нас и не про нас. Мы можем представить себя на месте героев и даже прочувствовать некоторые актуальные и для нас проблемы — в частности, полицейскую жестокость, — но в целом впечатление от картины зависит от нашей эмпатии и воображения, которое позволит перенести темы «Кэндимена» на схожие элементы нашего общества. Но от тем фильма нас в любом случае будет отделять культурный барьер

В своем художественном решении картина освежающе прямолинейна. В этой прямолинейности ее главное отличие от фильма 1992 года, где социальный подтекст в конечном счете превращался в фон для истории главной героини, погружающейся в легенды городских гетто.

Новый «Кэндимен» — это рассказ афроамериканцев о себе, и прямолинейность этого рассказа делает его эмоциональнее.

«Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста
Фото: Кадр из фильма

С одной стороны, чтобы понять сюжет нового «Кэндимена», не нужно смотреть первую часть. Фильм Нии ДаКосты, а также сценариста и продюсера Джордана Пила, рассказывает всю необходимую предысторию. Но понять — не значит оценить по достоинству. «Кэндимен» опирается на оригинал не как на источник ностальгии, а как на контекст, который заставляет историю заиграть новыми красками.

Главный герой фильма ДаКосты — художник Энтони, переезжающий с девушкой Брианной в новостройку, выросшую посреди квартала Кабрини Грин, где происходила львиная доля картины 1992 года. Квартал переживает джентрификацию, там появляется новое жилье и инфраструктура, а прежние жители постепенно уезжают, не сумев выдержать новых условий.

«Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста
Фото: Кадр из фильма

Энтони для художника на удивление развит физически (что воспринимается как комментарий к женским образам в кино, где почти любая главная героиня выглядит как супермодель), успешно устроился в индустрии и вместе с Брианной создал удачный творческий союз — она помогает ему пробиваться на престижные выставки современного искусства. 

Как водится, Энтони страдает от творческого кризиса — в его работах давно пропала искра, на что ему недвусмысленно указывают. Вдохновившись рассказом брата Брианны о Хелен Лайл, героине первого фильма, он отправляется исследовать городские легенды, в которых фигурирует загадочный Кэндимен — убийца с крюком вместо руки, который появляется, стоит кому-то произнести его имя пять раз, смотря в зеркало.

«Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста
Фото: Кадр из фильма

Знакомым с оригиналом сразу станет понятно — история Хелен дошла до героев искаженной. Белая студентка, хотевшая написать о гетто в Кабрини Грин, представлена в ней потерявшей рассудок злодейкой, оставившей после себя кучу трупов и чуть не принесшей в жертву невинного младенца. Мы запомнили эту историю другой, но в мире сиквела всё, включая новостные статьи, придерживается новой версии.

Это фрустрирует, но в этом и суть — спустя 30 лет уже сложно сказать, что действительно случилось у того самого костра, где происходила кульминация оригинала. В поисках правды Энтони будто обрекает себя на схожую с Хелен судьбу, но «Кэндимен» 2021 года не стремится повторять сюжетные ходы предшественника

«Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста
Фото: Кадр из фильма

Безусловно, базовая концепция истории сохранились. Главный аттракцион, убийца по ту сторону зеркала, все так же жесток и практически неостановим и все так же постепенно сводит с ума главного героя. Мрачные декорации заброшенных домов гетто чутко хранят свои тайны. Искушение испытать судьбу и пять раз произнести перед зеркалом «Кэндимен» не стало меньше.

Изменений, впрочем, тоже хватает. Городская легенда в основе повествования обрастает новыми деталями и в итоге становится не такой однозначной, как раньше. Возрастает и скептицизм — во времена интернета и крипипасты людей сложнее напугать сверхъестественным убийцей. Выходит на первый план тема полицейского беспредела, рифмуясь с ростом популярности Black Lives Matter, причем фильм снимался гораздо раньше поворотного события движения — убийства Джорджа Флойда. Так что при всем желании авторов не обвинишь в попытке подстроиться под громкий инфоповод. Они всего лишь задействуют социальные реалии, почти что констатируют факт. 

«Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста
Фото: Кадр из фильма

У Энтони и Брианны, несмотря на то, что они принадлежат к расовому меньшинству, есть классовые привилегии. Успешный художник и директорка галереи искусств стоят на социальной лестнице выше, чем многие жители гетто, и могут позволить себе шикарную квартиру недалеко от полузаброшенных домов, напоминающих о печальном прошлом квартала. Но даже это не помогает им забыть о своем происхождении. «Они любят то, что мы делаем, но не любят нас», — говорит Энтони один из обитателей района, и тому еще предстоит ощутить это на себе. 

Что может особенно разозлить преданных поклонников оригинала — это предположение сиквела, что белые люди не способны полностью постигнуть проблемы чернокожих, и даже познать все тонкости их фольклора. Хелен Лайл могла отдать свою жизнь, распутывая клубок зловещих тайн, и стать частью городских легенд, но даже она не поняла Кэндимена до конца. Энтони узнает гораздо больше, вот только счастливее от этого он не станет. 

«Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста
Фото: Кадр из фильма

Предвосхищая претензии критиков, что метафоры фильма поданы в лоб, ДаКоста и Пил вступают в полемику с экранной критикессой. Изучив экспонат, который Энтони представил на выставке, она остается недовольна — проблематика работы слишком очевидна, что идет вразрез с тем, что считается высоким искусством. Вот только Энтони не стремился высказаться тонко и иносказательно. Он хотел вызвать у зрителя эмоциональную реакцию. Новый «Кэндимен» настолько же прямолинеен — рожденный жителями Кабрини Грин образ убийцы появился не просто так, и скрывать это фильм не намерен.

Самое заметное изменение ожидаемо претерпела визуальная часть. Долго описывать ее не имеет смысла — достаточно посмотреть любой из трейлеров, чтобы понять выбранный авторами стиль. Контрастное освещение, выразительный «театр теней», заменяющий собой флешбэки и подчеркивающий мифологичность прошедших событий, немного нарочитая, но эффектная работа с зеркалами — на все это надо потратить немало усилий, и стремление улучшить простую, граничащую с телевизионной картинку оригинала не может не радовать. При этом оператор Джон Галесериан до этого не отличался визионерством, и его предыдущие фильмы непритязательны.

Судя по всему, за красоты здесь отвечала Ниа ДаКоста, направлявшая операторский и художественный цех. Особенно приятно то, как на экране разделяется нижний и верхний миры: мир разваливающегося гетто и мир современных небоскребов. Первый, приземленный и тусклый, кажется более искренним, тогда как второй, масштабный и освещенный неоном, слишком большой для маленького человека. Одно из убийств, происходящее в таком небоскребе, выглядит особенно выразительно — от ярости «земного мира» не спрячешься, даже поднявшись наверх.

«Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста
Фото: Кадр из фильма

Отдельной похвалы заслуживает визуальное отображение заглавного антагониста. Появления Кэндимэна долго ждать не приходится, его присутствие всегда очевидно. Но авторы прекрасно понимают — как только ты привыкаешь к монстру на экране, он перестает пугать. ДаКоста, хотя не особо прячет убийцу, оставляет его где-то на периферии. Ты знаешь, что он рядом, но видишь его лишь краем глаза, пока герои пытаются выжить, а не рассмотреть мужчину с крюком в зеркале. Благодаря этому редкие моменты, когда в ход вступает компьютерная графика — а она выглядит не так эффектно, как практические эффекты оригинала — не портят впечатления. 

«Кэндимен», реж. Ниа ДаКоста
Фото: Кадр из фильма

К сожалению, несмотря на все достоинства постановки, ДаКоста не смогла выжать из своего каста настолько же высокий уровень актерской игры, как было в фильме 1992 года. Именно актеры стали его главным достоинством — режиссер Бернард Роуз добивался от них выдающихся результатов. Новый «Кэндимен» тем же похвастаться не может. Яхья Абдул-Матин II — мужчина харизматичный и картину сильно не портит, но поверить в его страх перед неизвестным иногда сложно. Возможно, как раз из-за могучего телосложения. Остальные играют по-ремесленному качественно, но после оригинала невольно хочется чего-то большего: происходящему иногда заметно не хватает естественности и жизни, и в такие моменты на экране пропадает иллюзия, образы рассеиваются и на месте героев проступают актеры. К счастью, такое случается нечасто, а во время фильма больше обращаешь внимание на то, что он хочет сказать.

Именно от того, что фильм хочет сказать, и будет зависеть ваше к нему отношение. Сиквел жертвует романтичностью оригинала и совершенно не стесняется щеголять своими социальными темами — не меньше, чем элементами хоррора. Достаточно сказать, что единственный момент, который здесь можно назвать «скримером», связан не с Кэндименом, а с полицейским. Если вы готовы выслушать подобное высказывание — точно не разочаруетесь.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: