7days.ru Полная версия сайта

«Крик»: перезапуск, за который не жалко умереть

Знаменитая серия ироничных слэшеров вернулась — без Уэса Крэвена, но с достойными преемниками.

«Крик», реж. Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
Фото: Кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

«Крик» был постмодернистским хоррором до того, как это стало модно. Убийца интересовался, какой у жертвы любимый ужастик, герои разбирали жанровые клише, чтобы спастись, а маску убийцы по ходу серии примеряли разные люди.

После на удивление удачного четвертого фильма серия затаилась, ненадолго заглянув на телевидение, а теперь снова пробралась в кинотеатры — без порядкового номера в названии, но со старыми героями, которые помогают молодняку выжить.

«Крик», реж. Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
Фото: Кадр из фильма

Время выдалось как нельзя лучше. Киностудии вовсю пытаются стряхнуть пыль с культовых франшиз, выпуская продолжения, которые должны быть максимально близки по духу к оригиналам. Ну или в крайнем случае игнорировать все сиквелы, которые выходили после них. Мы видели «Хэллоуин» 2018 года, готовимся к «Техасской резне бензопилой» на Netflix, наблюдали, как не справилось с задачей «Проклятие». Все они пытаются ублажить фанатов, заготовив обязательную долю фансервиса: прямых цитат и привычных персонажей, но с обновленной картинкой, которую не стыдно показать новому зрителю. 

Когда объявили название новой части — просто «Крик» — сомнений почти не осталось. Серия вливается в новой тренд, комментируя и разбирая его по косточкам. И сложно представить, как это можно было сделать лучше.

«Крик», реж. Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
Фото: Кадр из фильма

Как и полагается сиквелу и перезапуску в одном лице (или, как его называют в самом фильме, риквелу), «Крик» 2022 года уделяет много времени фансервису. Он обыгрывает начало самого первого фильма, делая выпад в сторону плоского освещения кадра в оригинале, подшучивает над ревностными любителями «высокого хоррора», вроде «Бабадука» и «Ведьмы», выставляя их страшными снобами, и, конечно же, повторяет постановочные решения Уэса Крэйвена, в том числе и знаменитую попытку спастись от убийцы ползком. 

Такая степень иронии с самого начала не портит саспенс. Убийца в маске знает, как запугать жертву, а зрителей заставить с интересом наблюдать. В этом режиссеры Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт близки к Сэму Рэйми в самом расцвете сил, когда он мог и рассмешить, и заставить нервно ерзать в кресле, иногда одновременно.

«Крик», реж. Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
Фото: Кадр из фильма

Впрочем, полностью повторяться убийца не стал — намерения у него посложнее. Чтобы сделать удачный риквел, нужно задействовать старых персонажей, а также связанную с ними новую кровь. К чему злодей и приступает.

Сменившие Крэйвена постановщики отлично работают с актерами, поэтому те смотрятся в кадре органично, пусть и выглядят заметно старше своего экранного возраста. Впрочем, для слэшеров это уже традиция. 

А уж когда на сцене появляется знаменитый убийца в маске и черной мантии, все становится вообще замечательно. Хотя мы знаем, что это обычный человек, есть в его движениях и манере держать себя что-то зловещее, под стать его легендарному уже статусу. Это подчеркивает и монтаж, и звуковые эффекты и в особенности — повышенная жестокость. 

«Крик», реж. Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
Фото: Кадр из фильма

Когда выходил самый первый «Крик», цензура относилась к слэшерам с особым пристрастием, так что их авторы не могли разгуляться с главным , по сути, жанровым аттракционом. Уэс Крэйвен чуть не получил самый высокий возрастной рейтинг NC-17 за безобидную по современным меркам сцену, где можно было мельком разглядеть внутренности одной из жертв. Любая часть «Пилы», даже в урезанном театральном варианте, даст фору любому классическому «Крику». 

До такого уровня кровавости фильму 2022 года далеко — все-таки с простым ножом особо не разгуляешься — но авторы делают все, чтобы соответствовать времени. В риквеле без визуального апгрейда никуда.

«Крик», реж. Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
Фото: Кадр из фильма

Авторы нового «Крика» понимают, как работать с наследием. Скажем, для оператора Бретта Юткевича опыт ностальгических «Очень странных дел» не прошел зря. Он обновляет картинку и освещает кадр, используя современные техники, но делает это аккуратно, не перебарщивая со стилизацией. Да, в фильме появилась куда более убедительная темнота и контрастность, но и преемственность никуда не делась. Как замечает один из персонажей, «Удар ножом» — то есть экранная версия «Крика» — это прямолинейный детектив, где нужно вычислить убийцу из числа главных героев, так что визуальные излишества были бы ни к чему

«Крик», реж. Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
Фото: Кадр из фильма

Чего не скажешь о традиционных постановочных приемах, которые все поклонники жанра знают наизусть. Насмотренные хорророфилы знают, что когда убийцы не оказывается за дверью, в следующее мгновение он выпрыгнет откуда-то еще. Беттинелли и Джиллетт не упускают возможности их подразнить в парочке по-настоящему смешных сцен. 

Однако в рамках слэшера «Крику» уже тесно. Авторы ставят серию в один ряд с «Парком Юрского периода» и «Звездными войнами», по крайней мере в том, что касается влияния на поп-культуру. Это позволяет не ограничиваться локальными приколами. К примеру, свою порцию колкостей получает реакция фанатов на «Последних джедаев» Райана Джонсона, да и в целом адепты культовых серий, которые уверены, что знают, как должны себя вести любимые герои просто потому, что кучу времени посвятили дотошному разбору оригиналов.

«Крик», реж. Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
Фото: Кадр из фильма

Получается остроумный, но напряженный слэшер, в котором изобретательные убийства — только часть веселья. Он уважает оригинал, но не впадает перед ним в священный трепет. Только так и можно было сделать достойный риквел.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: