7days.ru Полная версия сайта

Месть под треки Бритни Спирс: почему «Девушку, подающую надежды» номинировали на «Оскар»

Главная героиня ведет двойную жизнь и мстит мужчинам.

«Девушка, подающая надежды», реж. Эмералд Феннелл
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск
Читать на сайте 7days.ru

25 апреля в этом году – феноменально поздняя по «оскаровским» нормативам дата вручения кинопремии. Картина «Девушка, подающая надежды» с миловидной Кэри Маллиган в этот раз собрала огромное количество номинаций, включая самые значительные – «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Разбираемся, почему такой ажиотаж и есть ли у фильма шансы.

Зачин «Девушки» от девушки же – режиссера Эмиральд Феннел, до того успевшей сыграть в нашумевшей «Короне», фильме «Девушка из Дании» и поработать над сценарием к «Убивая Еву», довольно прост: пьяная в хлам блондинка-Маллиган в типично располагающем к раскрепощенности и приключениям американском баре на эти самые приключения и нарывается – ее под предлогом оказания помощи в доставке нетрезвого тела домой увозит один из посетителей, явно намереваясь воспользоваться ситуацией. Но если бы все было так просто. Главная героиня с античным именем Кассандра только притворяется пьяной, а на деле готовит нерадивому поклоннику взбучку с примесью нотаций о том, что так вести себя с кем-то, кто не может оказать сопротивление, непорядочно, мягко говоря. И таких счастливых вечеров у Кэсси – каждый первый. Зачем? Об этом драматургия фильма начинает намекать почти сразу, а рассказывает до конца лишь ближе к финалу. Но тут без неожиданностей – дело в трагедии, произошедшей с героиней в студенчестве и заставившей ее отказаться от карьеры, любви и всего людского ради мести.

«Девушка, подающая надежды», реж. Эмералд Феннелл
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Тема харассмента, насилия, обязательного достижения всяческого согласия при вступлении в интимную связь обрела свой голос в кинематографе в последние годы неслучайно: все же помнят некоего Харви Вайнштейна? Да и в России были прецеденты, правда, к ним в нашем обществе пока относятся весьма спорно – тв-передачи с Дианой Шурыгиной во многом поспособствовали тому, чтобы к последующим обвинениям, выдвинутым рядом студенток и журналисток к профессорам вузов и даже депутатам, подавляющее большинство относилось со скепсисом. Голливуд же идет дальше, чтобы наконец всем уже стало понятно, где все-таки пролегает грань между милым пьяным флиртом и настоящим насилием.

«Девушка, подающая надежды», реж. Эмералд Феннелл
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

«Девушка, подающая надежды», конечно, не совсем жанровое эксплуатационное кино в стиле rape and revenge (месть за изнасилование), хотя и отсылает ко времени, когда оно было на пике (помните триллеры «Леденец» или «Я плюю на ваши могилы»?) Вместо четко выстроенной сюжетной линии про преступление и наказание здесь слегка разъезжающаяся по швам рефлексия – виной тому выбор меланхоличной Кэрри Маллиган на главную роль или художественное виденье режиссера, не слишком понятно. Хотя неудачным актерский состав назвать тоже нельзя – к нему, скорее, подойдет эпитет метамодернистский. Исполняющий роль ухажера Кассандры с темным, как выясняется, прошлым Бо Борнэм – авангардный комик, в роли одной из «жертв» мстительницы – звезда молодежных сериалов нулевых Адам Броди, а ее мать и подавно играет Дженнифер Кулидж («мама Стиффлера» из культового «Американского пирога»). Саундтреки на фоне не менее ностальгические – Бритни Спирс и Charli XCX как чересчур прозрачный намек: все ваше веселье в начале столетия, эксплуатация темы доступного секса и смех над фильмами, где несколько ребят только и мечтают о том, чтобы лишиться невинности на выпускном, привели к тому, что в 2020-м кому-то просто необходимо было снять «Девушку, подающую надежды». Отсюда же и выбор на главную роль Маллиган – 35-летняя актриса с ангельской внешностью никак не может подойти на роль беспощадной мстительницы, а потому подходит на нее как никто другой. Да и отказавшуюся от светлого будущего ради высоких целей героиню ей играть уже приходилось – в далеком 2008-м, в «Воспитании чувств». Правда, мотивы Дженни из «Воспитания» были ровно противоположны мотивам Кассандры.

И все-таки сказать, что «Девушка» Феннел предназначается только феминисткам или им сочувствующим, невозможно. Ее аудитория – все, кто жил, рос и взрослел в рамках другой, отличной от нынешней, этической парадигмы. Кассандра и сама родом из нулевых – она одевается в костюм легкодоступной оторвы под «Toxic», но проявляет истинные чувства лишь под Уолтера Шуманна. Его саундтрек к старому голливудскому фильму «Ночь охотника», проходящий лейтмотивом сквозь весь хронометраж, не оставляет повода для сомнений, каким именно окажется финальный шаг героини.

«Девушка, подающая надежды», реж. Эмералд Феннелл
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Однако именно эти полутона и полуаккорды вкупе со сквозящими морализаторством и манифестацией производят слегка отталкивающее впечатление: зритель вообще не очень любит, когда ему так активно суют под нос нравоучения, и уж тем более, когда эти нравоучения заворачивают в обертку из-под глэм-триллера. И даже весь метамодернистский потенциал образа вульгарно накрашенной Маллиган с по-детски невинным лицом а-ля повзрослевшая Лолита слегка ломается под натиском ряда предсказуемых сюжетных твистов.

Так есть ли у «Девушки, подающей надежды» шанс взять «Оскар»? Представляется, что он и правда есть: Феннел удалось, пусть кое-где и неуверенно, но совместить определенный саспенс с куда более глубоким интертекстом, расширяя его границы реминисценциями и игрой с контрастами. И даже если Американскую киноакадемию не впечатлит столь любопытно написанный сценарий, всегда есть награда за «Лучшую женскую роль», а ее измученная демонами прошлого Кэри Маллиган явно заслужила. Сильнее ли, чем Фрэнсис МакДорманд из «Земли кочевников» – узнаем 25 апреля.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: