Света — молодая выпускница театрального вуза, талантливая и мечтающая о больших ролях, но пока что прозябающая на съемках очень плохих «ментовских» сериалов. Вместе с подругой она проходит прослушивание на загадочный проект с неиссякаемым бюджетом и именитым болливудским постановщиком во главе. Вписавшись в эту авантюру, она попадает на самую странную съемочную площадку в мире. Большое число явно не связанных с кино людей пьют, отдыхают и танцуют под музыку инфернального диджея, а в свободное время предаются необычной забаве: переснимают сцены из малоизвестных советских фильмов, распределяя роли наобум. Когда Света понимает, что что-то здесь не так, сливаться уже становится поздно.
Роман Михайлов — настоящая загадка российского кино: экс-математик (причем с мировым именем), под сорокет вдруг ударившийся в крайне активное творчество. И это не преувеличение: наравне с театром и литературой, он умудряется снимать по два, а то и по три фильма в год. Только в 2023 он представил, помимо «Отпуска в октябре», драму «Наследие», а заодно анонсировал еще два фильма — это при том, что до этого у него уже было еще две картины. И самое главное, что это не принцип «побольше, а там уж как выйдет»: каждый фильм Михайлова — новая грань его творчества. «Сказка для старых» — и впрямь сказка, только про бандитов вместо Иванушки-дурачка и Бабы-Яги, «Снег сестра и росомаха» — сюрреалистичная мелодрама, «Наследие» — христианская притча. А вот «Отпуск в октябре» — это всё, везде и сразу. Потому что это кино о том, что такое кино.
И заодно лучшее объяснение творческого метода Михайлова: для него кинематограф — легальный и самый безопасный способ расширения реальности. Мир «Отпуска» — это «Библиотекарь» Елизарова, только про «Забытые киноленты», рассказанный языком Дэвида Линча и, страшно сказать, «Дау» Ильи Хржановского*. Члены загадочного кружка, они же участники съемочного процесса, который идет просто для того, чтобы лето не кончалось и октябрь так и не настал. Так вот, эти загадочные фанаты кино буквально говорят, когда ставят редкие, архивные пленки со странными фильмами, что в пленке, на которую они сняты, зашифровано волшебство. Это чисто михайловский стиль — фантасмагория, в которой магическое переплетается с реальным, прошлое с настоящим, высокое с низким.
В «Отпуске в октябре» намешаны стилистика советского кино 1970-х, жирнейший стеб над хаосом киноиндустрии, сюрреализм, комедия, рэп (найдите еще фильм, где Андрей Замай играет режиссера!), джаз, театр, мюзикл, фильм ужасов — да черт его знает, что еще. Это редкий пример по-настоящему иммерсивного кино, которое чертовски непросто описать словами, не превратив текст в сухое перечисление фактов. Страшно сказать, но Михайлов, интеллектуал, похожий одновременно на юродивого, гопника и святого, снял российский «Малхолланд Драйв» о том, что съемки кино — процесс, напоминающий ремонт: его нельзя закончить, а можно только остановить. Такое нельзя упускать. Если не это фильм года, то о чем мы тут вообще с вами разговариваем.
Подпишись на наш канал в Telegram