7days.ru Полная версия сайта

«Петрополис»: российская антиутопия о НЛО и мрачной судьбе человечества

Режиссер Валерий Фокин дает свой неутешительный прогноз на ближайшее будущее.

«Петрополис»
Фото: Кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

Бородатый мужик в мятом костюме (в нем с трудом, но все же узнается Антон Шагин, он же Мэлс из «Стиляг») просыпается в каком-то темном подвале. Металлический голос из динамика требует рассказать все, что он помнит – от этого зависит будущее человечества. Мужик начинает мучительно вспоминать. Когда-то давно, еще в прошлой жизни, его звали Владимир Огнев. Будучи сыном советских эмигрантов, он вырос в Америке, занимался отчасти наукой, отчасти псевдонаукой – изучал возможные контакты человечества с представителями иных миров. Но однажды к Огневу пришли с предложением, от которого невозможно отказаться (так на тот момент казалось) – возглавить специальный отдел ООН, где не просто исследуют, но уже выходят на контакт с инопланетянами.

«Петрополис»
Фото: Кадр из фильма

Из детской фантастики, написанной когда-то его 16-летним сыном, режиссер Валерий Фокин придумал сначала спектакль, а потом и фильм. К слову, что-то подобное он уже делал 20 лет назад: сначала поставил на сцене Центра Мейерхольда «Превращение» по Францу Кафке, с еще совсем юным Евгением Мироновым, а через несколько лет перенес этот спектакль на большой экран.

«Петрополис» (2022) похож на «Превращение» еще и тем, что это тоже бенефис, спектакль по сути одного актера. В отличие от постановки на сцене Мариинки (он идет под названием «Сегодня. 2016»), главную роль играет достаточно молодой Антон Шагин, и происходящее с ним на экране – не прошлое его героя, а настоящее. 

«Петрополис»
Фото: Кадр из фильма

Фильм лишь притворяется «Бегущим по лезвию», но на деле дает куда менее утешительный прогноз – человечество необучаемо, и алчность неизбежно приведет его к гибели. По сюжету раз в пятилетку мировые лидеры устанавливают контакт с Высшим разумом, выслушивают его доводы, но все равно делают по-своему – оружие массового уничтожения уже наведено, отступать некуда. А главному герою только и остается, что в последние мгновения существования вспоминать простые, но самые важные вещи, которые он потерял, согласившись на то, на что не стоило соглашаться. 

«Петрополис»
Фото: Кадр из фильма

«Петрополис» – мрачное, клаустрофобическое зрелище. Это моноспектакль в четырех декорациях, которые в разное время (и не очень убедительно) изображают то Майами, то Токио. Тут нет яркого экшена в духе Майкла Бэя, это армагеддон для зануд. Больше всего «Петрополис» похож на жуткий позднесоветский мультфильм «Будет ласковый дождь» по рассказу Рэя Брэдбери, но снятый словно бы за минуту до: еще остался живой хозяин дома, тот самый бородатый мужик в мятом костюме, – со своими воспоминаниями, со своим прошлым, со своей внутренней болью. Но и он вот-вот шагнет в радиоактивный рассвет.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: