7days.ru Полная версия сайта

«Полет» ненормальный: зачем смотреть сериал Петра Тодоровского

Экзистенциальный триллер, в котором удивительным образом переплетаются человеческие судьбы.

«Полет», реж. Петр Тодоровский
Фото: Кадр из сериала
Читать на сайте 7days.ru

Сотрудники московской строительной фирмы, прибывшие в аэропорт для деловой поездки в Пермь, опаздывают на самолет из-за ошибки администратора офиса. Впрочем, желание помахать кулаками после драки покидает героев почти сразу: выясняется, что злополучный рейс рухнул, похоронив под обломками всех пассажиров. Избежав, таким образом, смерти, они, по идее, должны бы начать жить с еще большим энтузиазмом, но проскользнувшая тень танатоса накладывает свой отпечаток. Постепенно каждый из белых воротничков пускается в персональный breaking bad, творя черт-те что. В финале (который нам покажут в начале фильма) все они собираются в некоем загадочном месте, похожем на Чистилище, чтобы рассказать свою историю.

«Полет», реж. Петр Тодоровский
Фото: Кадр из сериала

Для российского сериального прома «Полет» – произведение, как минимум, нетипичное, а то и вовсе революционное. Режиссер и автор сценария, Петр Тодоровский, сын Валерия Тодоровского и внук своего тезки-деда, самое молодое звено в династии неординарных российских режиссеров, долго не мог выйти со своими фильмами в люди. Его дебют «Лавстори» стал невольным участником коррупционного скандала и так и затерялся в производственном аду. Его второй проект могла постигнуть та же участь – снятый еще в 2019 году, он оказался в тени уголовного дела в 2020-м, связанного с Михаилом Ефремовым – шутка ли, что в сериале Тодоровского актер играет человека, некогда ставшего виновником автокатастрофы. Кажется, сама реальность сформировала вокруг «Полета» шлейф рока, что придает ему дополнительное измерение.

«Полет», реж. Петр Тодоровский
Фото: Кадр из сериала

По сути, восемь серий драмы, балансирующей между трагикомедией и экзистенциальным триллером, являются как бы самостоятельными эпизодами, своего рода новеллами, где в центре повествования оказывается один из не-участников рухнувшего рейса. Их можно смотреть, как отдельные сюжеты – как, скажем, историю Павла Табакова: он играет начинающего писателя, который никак не может себя реализовать, поэтому работает клерком в строительной фирме. Милость судьбы и оставление его в живых срабатывает иначе: некогда замкнутый и тихий парень, которого абьюзит отец-потаскун и невротичная жена, превращается в неуправляемого маскулина, опасного для общества. Наблюдать за подобными трансформациями даже слегка жутковато: невозможно предсказать, какие темные стороны персонажей гнойниками вскроются в очередном витке сюжета.

«Полет», реж. Петр Тодоровский
Фото: Кадр из сериала

Одновременно с этим если не революционность, то небезынтересная особенность сериала строится на том, что все эти самостоятельные истории переплетаются столь же удивительным образом в самых неожиданных местах, от чего можно смотреть его, тасуя серии на своё усмотрение. Едва ли все комбинации будут рабочими, но каждый сюжет раскрывает не только центрального героя, но и соприкасающихся с ним сопричастных персонажей. Получается эдакий «Декамерон», но не про радости жизни, а про тоску по смерти. «Полет» достаточно пессимистичен, в том числе в своих конечных выводах, но то, с какой искусностью Тодоровский раскрывает человеческие пороки с неочевидного ракурса, покоряет беспрекословно.

«Полет», реж. Петр Тодоровский
Фото: Кадр из сериала

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: