7days.ru Полная версия сайта

«Солтберн»: как грубая пародия на «Талантливого мистера Рипли» покорила соцсети

Голый Барри Кеоган, «мертвый» Джейкоб Элорди и другие причины смотреть новый фильм Эмиральды Феннел.

«Солтберн»
Фото: Кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

22 декабря состоялся цифровой релиз драмы «Солтберн». Это второй фильм Эмиральды Феннел как режиссера, которая четыре года назад сняла «Девушку, подающую надежду», драму о сексуальном насилии и мести. Первый фильм Феннел получил «Оскар», а вот второй не снискал успехов на фестивалях, зато стал настоящим трендом среди зумеров в соцсетях. Разбираемся, каким получился «Солтберн» и почему так зафорсился в сети. 

«Солтберн»
Фото: Кадр из фильма

2006 год. Неприметный скромник Оливер (Барри Кеоган) поступает в Оксфорд. Он не богат, не красив, не популярен, и вся его студенческая жизнь – череда скучных однообразных дней. По крайней мере, до тех пор, пока он не заводит дружбу с главным красавчиком кампуса Феликсом (Джейкоб Элорди). Парни совершенно разные, но моментально становятся лучшими друзьями и на каникулах вместе едут в семейное поместье Феликса Солтберн. Так Оливер попадает в родовое гнездо махровых британских аристократов, которые только и делают, что меняют наряды и предаются безделью. Красивая жизнь и ослепительная роскошь опьяняют Оливера, и он понимает, что готов пойти на многое, лишь бы остаться здесь. 

«Солтберн»
Фото: Кадр из фильма

Громкий режиссерский дебют Эмиральд Феннел случился в 2020 году с фильмом «Девушка, подающая надежды». Тогда Феннел попала в точку с острой темой фильма и даже отхватила «Оскар» за лучший сценарий. Естественно, фильм вызвал отзывы диаметрально противоположные: кто-то хвалил до хрипоты в голосе, кто-то – нещадно ругал. Так или иначе, за продолжением режиссерской карьеры Феннел стало очень любопытно наблюдать – что же будет дальше?

Второй фильм уже на уровне анонса вызывал благоговейный трепет. Актерский состав заставлял томно вздыхать, а сценарный талант Феннел обещал нечто как минимум увлекательное (напомним, кроме своего первого фильма она также выступала сценаристом сериала «Убивая Еву»). Что же получилось? 

«Солтберн» – очередная классовая сатира с элементами фарса о том, как нищий прохиндей присвоил себе чужое и был таков. История, мягко говоря, не впечатляет новизной. Зритель избалованный элегантным Томом Рипли или колоритными «Паразитами» вряд ли будет чем-то поражен. 

Но при всей своей вторичности фильм все же почему-то снискал популярность, особенно у молодой аудитории, запустив несколько трендов в социальных сетях (ищите по тэгу Saltburn). Есть, конечно, несколько очевидных причин для всеобщей любви: во-первых двухметровый красавец Элорди, который пышет жизнью и сексом (при этом ему даже делать ничего не нужно), и во-вторых, это идеальная картинка, каждый кадр словно специально скроен для соцсетей о красивой жизни. Добавим к этому плейлист середины 2000-х и вуаля! Хит готов. 

«Солтберн»
Фото: Кадр из фильма

Феннел словно предугадывает настроения и желания своего зрителя. Четыре года назад все были взбудоражены отголосками движения #MeToo, обвинения в изнасилованиях и домогательствах появлялись как грибы после дождя, насильников и абьюзеров отменяли одного за другим. И тут Феннел со своим фильмом-перевертышем, который начинался как ромком, а кончился как пронзительная социальная трагедия. Попадание было феноменальным не только содержательно: впечатляла и форма. Каждый кадр был выверен до мелочей и насыщен образами, которые придавали фильму дополнительную глубину.

Четыре года спустя, пережив пандемию, политические волнения во всем мире и бесчисленное количество новых социальных веяний, Феннел словно поняла – зритель устал заморачиваться, нужно развеяться. В этом случае нет ничего лучше, чем старый добрый эскапизм и теплое покрывало ностальгии. Она взяла тривиальную историю про волка в овечьей шкуре и перенесла нас в беззаботные двухтысячные. Воссоздав уютный вайб без соцсетей и смартфонов под музыкальные хиты того времени. Атмосфера получилась такой убедительной и цепляющей, что сюжет отошел на второй план. 

«Солтберн»
Фото: Кадр из фильма

Да. Визуально фильм – просто радость для глаза. Феннел умеет продумывать все детали и выбирать фактуру. Старинное раскидистое английское поместье уже само по себе место живописное, кого туда не засунь – все смотрятся чудесно, не говоря об Элорди. Особенно эффектно на таком фоне выглядят контрасты. Многовековые стены, которые видели званые ужины аристократов, – теперь локация для костюмированной вечеринки, блесток и цветного освещения. 

Плюсом идет вызывающая любовь Феннел к экстремально крупным кадрам, когда речь идет о сексуальных сценах. Готовьтесь внимательно рассматривать гениталии героев и подглядывать за ними в самые интимные моменты.

Феннел не забыла про образность и символизм (главных помощниках эскаписта). Красавец Феликс с трогательными крыльями за спиной, распростертый в середине лабиринта – чем не Икар, павший жертвой своей же наивности? А Оливер с немного нелепыми оленьими рогами – вот он, то ли хитроумный сатир, то ли безжалостный минотавр, решайте сами. Таких подсказок по фильму разбросано много. Намного больше, чем реальных сюжетных поворотов. Если стряхнуть чары и трезво взглянуть на историю, то Оливер вовсе не выглядит злым гением. Уж до Тома Рипли ему точно далеко. Наш Оли действовал топорно и в лоб. Он не манипулирует никем, а просто убивает членов семейства Каттон одного за другим. Нет в этом ни элегантности, ни интриги. Но это не важно. Форма превзошла содержание, фильм удался. Оливер врет, пресмыкается, завидует, убивает, занимается сексом с могилой. И все же весь мир танцует вместе с ним.

Что ж. Танцевать голышом под Софи Эллис-Бекстор – не самый плохой способ провести время. А «Солтберн» – не самый плохой фильм для восхищения.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: