7days.ru Полная версия сайта

«Трагедия Макбета»: красивая, но ненужная экранизация шекспировской трагедии

На этот раз – от одного из братьев Коэн, с двумя оскаровскими лауреатами в главных ролях

«Трагедия Макбета», реж. Джоэл Коэн
Фото: Кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

Гламисский тан Макбет возвращается с войны со знатной победой: он и генерал Банко одержали победу над войсками ирландцев и норвежцев. Обрадованный король шотландский Дункан тут же наделяет доблестного воителя титулом тана уже ковдорского, взамен казненному изменнику. Он еще не знает, что на поле боя Макбет повстречал трех ведьм, что предвещали ему большие победы, в финале которых – трон короля. Подговоренный честолюбивой женой, считая, что предсказанный карьерный рост не за горами, Макбет тайно убивает Дункана,отводит от себя подозрения – и восходит на трон с короной повелителя Шотландии. Но на троне не усидеть, если королевство полнится слухами: превратившись в параноика, кровавый тиран начинает сеять смерть, не зная, что тем самым приближает смерть свою же.

«Трагедия Макбета», реж. Джоэл Коэн
Фото: Кадр из фильма

Экранизаций «Макбета» не счесть, не все заслуживают лесть. Наиболее выдающиеся из них – общепризнанная классика за авторством Романа Полански, Орсона Уэллса и Акиры Куросавы (имеется ввиду «Трон в крови», где сюжет перенесен в феодальную Японию). Наследие Шекспира столь велико, что вопрос, к чему нам еще одна версия, пожалуй, самой известной трагедии знаменитого англичанина – отнюдь не праздный. И на него не торопится отвечать Джоэл Коэн, взявшийся за сольную режиссуру после многолетнего сотрудничества с братом Итаном, временно отошедшего от дел: его «Макбет» не добавляет ничего нового к хрестоматийному сюжету. Фильм Полански, например, усиливал мистическое начало и сводил все к козням дьявола; версия Уэллса была полна постколониальной критики; даже не самый выдающийся фильм Джастина Курзеля пытался дополнить сюжет информацией об истоках сумасшествия тирана.

«Трагедия Макбета», реж. Джоэл Коэн
Фото: Кадр из фильма

«Макбет» Коэна, перешедшего от взращенных на шекспировском же наследии трагикомедий к чистой трагедии, упоительно снят со стилизацией под ранние образцы кинематографа: от мрачных традиций немецкого экспрессионизма до готики советских экранизаций английского поэта. В некотором роде это такой театр премиум-класса на экране вашего телевизора (фильм доступен подписчикам Apple TV+): актеры и режиссер даже не пытаются скрывать театральность происходящего. Можно сказать, что фанаты Шекспира должны радоваться: в намеренно минималистичных декорациях, которые являются лишь отражением натуры людей в них, разыгрывается аккуратно подрезанная Коэном знаменитая пьеса, как под линеечку. И… все. Никаких кунштюков, дерзких переосмыслений и фирменного почерка Коэнов: эталонное, но глубоко вторичное кино, от которого ни тепло, ни жарко.

«Трагедия Макбета», реж. Джоэл Коэн
Фото: Кадр из фильма

Возможно, в этом и была задумка автора – сделать кино, максимально далекое от всего человеческого, показать чистое, абстрагированное безумие кровожадного владыки, дать возможность сыграть эту роль Дензелу Вашингтону, который, кажется, стал первым темнокожим Макбетом в кино, буквально сгустить краски. И если вы ждете классической, по учебнику экранизации знаменитой пьесы, вы наверняка будете довольны. Вопрос один: какой по счету? Видимо, каждый выдающийся режиссер должен снять Шекспира и показать свое мастерство. Что ж, мы увидели. «Оскар» за операторскую работу определен. Идем дальше по плану.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: