7days.ru Полная версия сайта

«Три тысячи лет желаний»: нежная лавстори с ярким восточным колоритом

В роли идеального мужчины — джинн из бутылки, в роли «девушки — любящее сердечко» — совершенно неожиданно Тильда Суинтон.

«Три тысячи лет желаний», реж. Джордж Миллер
Фото: кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

Алетейя (имя, конечно же, не случайное) — филолог-лингвист, посвятившая свою жизнь изучению мифов и последующему их разоблачению. Особое внимание Алетейя уделяет роли женщины в этих мифах: во все времена, объясняет она с профессорской кафедры, женщина должна была быть покорной, смиренной и принимать свою судьбу как должное.

Во время командировки в Стамбул героиня покупает на Гранд-базаре бутылку синего стекла с неровными краями. Пытаясь оттереть с нее пыль электрической зубной щеткой, Алетейя выпускает на волю настоящего джинна. Джинн (Идрис Эльба) хорош собой, хотя и несколько великоват в размерах: он предлагает своей спасительнице выполнить стандартные три желания, но вот беда — Алетейя реалист, прагматик и абсолютное дитя своего времени. Поскольку мир во всем мире джинн все равно не может обеспечить, больше ей ничего и не надо. Но Джинн настаивает — и чтобы разбудить в ней хоть какую-то радость к жизни, начинает рассказывать истории. Это истории о его прежних хозяйках, живших в разное время, обладавших разными талантами, но одинаково страстно любивших жизнь.

«Три тысячи лет желаний», реж. Джордж Миллер
Фото: кадр из фильма

Присутствие Тильды Суинтон (это она играет Алетейю, в греческой мифологии — дочь Зевса и богиню истины) может ввести в заблуждение: признанная королева арт-хауса крайне редко снимается в жанровом кино. Но это, представьте, тот самый случай: «Три тысячи лет желаний» (2022, реж. Джордж Миллер) больше всего похож на девочковый хит «Ешь, молись, люби». И, как и «Ешь, молись, люби», это экранизация бестселлера, в нашем случае — короткого рассказа Антонии Байетт. Байетт — феминистка, интеллектуалка, и при этом обладательница очень легкого пера, любит прогуляться по лабиринтам женской психологии.

«Три тысячи лет желаний», реж. Джордж Миллер
Фото: кадр из фильма

По сути это «Сказки тысячи и одной ночи» (и, как в детстве родители запрещали нам читать эти сказки, так и сейчас цензура выставляет рейтинг «18+» за демонстрацию всего лишь обнаженного женского тела). Алетейя (внимание, спойлер!) влюбляется в своего джинна точно так же, как царь Шахрияр влюблялся в Шахерезаду — слушая одну историю за другой, проникаясь чужой страстью, чувствуя себя вуайеристом и при этом ощущая непреодолимое желание испытать хоть что-то похожее.

«Три тысячи лет желаний», реж. Джордж Миллер фото
Фото: кадр из фильма

Первая часть «Трех тысяч лет желаний» — это те самые истории, вторая — современный Лондон, в котором Тильда-Алетейя пытается начать новую жизнь с мужиком из бутылки (лукум — важная составляющая этой жизни, привет вам, «Хроники Нарнии»). Финал тут примерно такой же, как во всех девочковых пособиях о женской мудрости: наслаждайся моментом, не откладывай на потом, умей отпускать, когда придет время. Даже печальная любовная история — не просто коробка в чулане со старой мужской курткой и стопкой пожелтевших фотографий. Любая история — это часть твоей единственной, драгоценной, ни на что не похожей жизни. И когда-нибудь о ней тоже расскажут.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: