7days.ru Полная версия сайта

«Жвалы»: когда огромная муха лучше людей

После жутковатой «Оленьей кожи» режиссер Квентин Дюпьё вновь рассказывает о странном союзе: на этот раз — двух неудачников и монструозной мухи.

«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

«Жвалы» так и хочется назвать сюрреалистичной комедией — все признаки налицо. Главные герои не особо удивляются мухе размером с корги в багажнике краденой машины, их поведение противоречит элементарной человеческой логике, а встречающиеся им на пути люди оказываются немногим лучше.

Одно абсурдное событие сменяется другим, за пожаром следует незаслуженный арест случайно попавшего в замес человека, герои не стесняются грабить магазины и принудительно выселять хозяев из дома. По сути, персонажи Грегуара Людига и Давида Марсе несут с собой куда больший хаос, чем странное насекомое, которое случайно попало к ним в руки. Великовозрастным подросткам гораздо важнее устроить свою жизнь, а всё остальное ничего не значит.

Но было бы несправедливо говорить о фильме просто как о абсурдной черной комедии. Хотел ли Дюпьё поиздеваться над привычной формой кино или нет — у него это получилось.

«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма

Главный герой Ману получает простое задание, за которое ему обещают 500 евро, берет за компанию своего друга Жан-Габа, но они так и не доезжают до места назначения — отвлекает та самая муха в багажнике. Жан-Габу приходит в голову светлая идея: натренировать муху, которую он назвал Доминик, чтобы та приносила им деньги и еду. 

Окружающие, видя их, как будто бы не хотят лишний раз с ними взаимодействовать и ведут себя пассивно, как будто ничего странного не происходит. И только Агнес в исполнении Адель Экзаркопулос, которая из-за травмы не может говорить тихо и постоянно кричит, пытается вывести главных героев на чистую воду. Это значит, что ей не избежать роли местной злодейки.

«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма

Параллельно развиваются трогательные отношения Доминик и Жан-Габа, которые все больше привязываются друг к другу. Огромная муха становится очень похожа на домашнее животное — единственное существо, помимо его друга Ману, которому Жан-Габ симпатичен просто так, без обмана.

Все это запросто могло бы быть безумно скучно и превратиться в унылый балаган, где ничего не происходит, а нам как зрителям стыдно за поведение героев. К счастью, Дюпьё с его невозмутимым юмором и чувством ритма этого не допускает. Более того, кажущуюся бесцельность происходящего он превратил в одну из любопытных особенностей «Жвал».

«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма

Формально «Жвалы» — вялотекущее роуд-муви. Этот жанр уже устоялся и хорошо понятен: один или несколько героев отправляются в путешествие с некой целью, по пути попадают в разные истории и передряги, узнают о себе много нового и заканчивают свой путь другими людьми.

«Жвалы» придерживаются этой схемы лишь отчасти. Здесь у героев нет цели, кроме как прожить следующий день и найти, что поесть, где поспать и потренировать муху. Вокруг этого и строится их приключение, которое никак их не меняет, разве только толкает на обман, разрушения и вредительство. 

Дюпьё оставляет основные сюжетные точки, которые диктует форма. Очередная человеческая жертва главных героев подается как их триумф. Кража пистолета и успешный грабеж магазина — достижение. Проникновение в чужой дом обманом — победа. В финале даже не обошлось без торжественной речи о том, что дружба важнее чего бы то ни было. Ей удивляется даже Жан-Габ, так как ничего из произошедшего к ней не подводит.

«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма

В итоге в плане истории можно по-человечески порадоваться разве что за муху, которой повезло с новыми товарищами. Жан-Габ ее не пугается, относится с уважением и даже с любовью. Постепенно и муха начинает отвечать ему взаимностью, делая финальный твист неиронично эмоциональным. Вот уж кто действительно меняется.

Дюпьё, забавляясь с жанром, растворяет знакомую формулу роад-муви, обнажая ее схематичность. Напрасно надеяться, что появление громадной мухи кардинально трансформирует суть человека. Скорее поменяется муха, став похожей на своих новых хозяев. 

«Жвалы», реж. Квентин Дюпьё
Фото: Кадр из фильма

Квентин Дюпьё говорил журналистам, что не ориентировался на какой-то конкретный фильм, когда придумывал «Жвалы». Он отмечал, что визуально хотел приблизиться к триллеру братьев Коэнов «Старикам тут не место». Стоит признать, что эти ленты очень далеки друг от друга.

И все же при желании можно провести параллели с некоторыми другими фильмами, если не сюжетно, то по настроению.

«Большой Лебовски» (1998), реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн

«Большой Лебовски», реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн
Фото: Кадр из фильма

Дюпьё признавался, что практически не думал о еще одной культовой картине Коэнов — комедии «Большой Лебовски». При этом сходства между ней и «Жвалами» сложно не заметить. Странный герой с близким к маргинальному образом жизни существует в своем мирке. Ему интересно хорошо проводить время с друзьями, вкусно поесть и выпить в свое удовольствие. Но вот надругательство над своим ковром он простить не может. Похож и юмор этих двух фильмов — абсурдный и нарочито спокойный.

Возможно, фильм Коэнов больше отвергает жанровые конвенции, чем их переосмысляет, но так же работает с персонажами, далекими от общепринятых норм.

«Тупой и еще тупее» (1994), реж. Питер Фарелли, Бобби Фарелли

«Тупой и еще тупее» (1994), реж. Питер Фарелли, Бобби Фарелли
Фото: Кадр из фильма

Фильм, влияние которого Дюпьё не отрицает. Действительно, главные герои «Жвал» чем-то близки к персонажам Джима Керри и Джеффа Дэниэлса — своей непосредственностью и интеллектом.

Дюпьё признается, что юмор, основанный на неловкости ситуаций и инфантильности героев, ему очень близок, хотя многие считают его низкопробным. Надо все же отметить, что уровень гэгов в «Жвалах» принципиально другой.

«Пол: Секретный материальчик» (2011), реж. Грегг Мотолла

«Пол: Секретный материальчик», реж. Грегг Мотолла

Комедия о двух друзьях, которые по дороге на ComicCon встречают инопланетянина, ставшая жертвой локализации названия для российского проката. Отличный пример жанра, который Дюпьё разбирает по косточкам. 

У Саймона Пегга и Ника Фроста, авторов сценария и исполнителей главных ролей, получился вполне конвенциональный, пусть и ироничный фильм. Там, где Дюпьё экспериментирует с формой, «Пол» придерживается ее.

«Гремлины» (1984), реж. Джо Данте

«Гремлины», реж. Джо Данте
Фото: Кадр из фильма

Классический фильм о приручении странных существ. Будь Дюпьё не таким самобытным, он с большой вероятностью сделал бы свою муху агрессивной, примерно как множество клонов Гизмо в «Гремлинах». Однако он признавался, что подобное развитие событий было бы для него слишком очевидно, а значит — не так интересно. 

Тем более «Гремлины» у нас уже есть, почему бы не попробовать что-то другое.

«Седьмой» (2008), реж. Стивен Чоу

«Седьмой», реж. Стивен Чоу
Фото: Кадр из фильма

Если вы предпочитаете более сказочные или подходящие для семейного просмотра фильмы, можно обратить внимание на гонконгско-китайский проект «Седьмой», в котором в роли необычного «питомца» выступает инопланетянин с волшебными способностями. Тут и жизнеутверждающая мораль, и традиционная история отцов и детей, и милое существо в качестве главного аттракциона. Ведь не всегда нужно уничтожать то, что уже работает.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: