Новый год у большинства неизменно ассоциируется с фильмами «Ирония судьбы», «Один дома» и «Реальная любовь». Но календарь декабрьских вечеров можно заполнить куда менее очевидными картинами — особенно если вы цените истории с черным юмором, гротеском и легкой «безуминкой». В нашей подборке — фильмы, которые точно встряхнут привычный праздничный плейлист и напомнят, что рождественское настроение бывает разным. Если душа просит иронии, сатиры и нестандартных эмоций — вы по адресу.
В оригинальной комедийной детективной пьесе Роберта Томаса, которую адаптировал Франсуа Озон, Рождество становится фоном для изящной криминальной интриги. В центре сюжета — дом, занесенный снегом, и восемь женщин, среди которых наверняка скрывается убийца главы семейства. Героини поют, ссорятся, договариваются и постепенно раскрывают собственные тайны, позволяя зрителю рассматривать их не только как часть детектива, но и как самостоятельные театральные характеры. Фильм держится на великолепном ансамбле актрис, каждая из которых получает свой яркий момент. В итоге Озону удается создать праздничную, стильную и едко-ироничную историю, где черный юмор соседствует с элегантным фарсом.
Еще одна французская черная комедия превращает рождественскую ночь в поток неконтролируемого безумия, разыгрывающегося в офисе службы доверия. Персонажи — от беременной Жозетты до агрессивного «Деда Мороза» — один другого причудливее, а их визит к уставшим дежурным Терезе и Пьеру оборачивается серией нелепостей, ссор и тревожных признаний. Постепенно выясняется, что и сами работники вовсе не «правильные» люди, а обладатели своих странностей и теневых сторон. Фильм, основанный на популярной французской сценической пьесе и сыгранный оригинальной труппой «Великолепные», представляет собой пир неполиткорректного юмора и хулиганского настроения. Это сатирическая карикатура на идеальные рождественские сказки — дерзкая, шумная и совершенно незабываемая.
Кирилл Серебренников превращает экранизацию романа Алексея Сальникова в галлюцинаторный новогодний опыт, где реальность смешивается с болезненными фантазиями. Грипп становится отправной точкой для цепочки видений, охватывающих семью Петровых: от воспоминаний о советской елке до сюрреалистических приключений в зимнем городе. Особое место занимает линия ребенка, пытающегося попасть на новогодний праздник, несмотря на то, что взрослые вокруг сломлены болезнью и собственной усталостью. Визуальный ритм фильма напоминает музыкальный клип, а финал — перформанс рэпера Хаски — закрепляет его как экспериментальное кино о грани между детской магией и взрослым безумием. Это идеальный вариант для тех, кто хочет новогодних эмоций, но без приторности.
Главный герой, Бойд Митчлер, — примерный муж и отец, который всю жизнь старался не повторять ошибок своего грубого и токсичного отца Вирджила (в исполнении Робина Уильямса). Но судьба решает иначе: в канун Рождества Бойд вынужден провести праздник в компании всей своей хаотичной семейки. К ситуации добавляется стрессовая «миссия» — вернуться домой за забытым подарком для сына, который еще верит в магию праздника. Это одна из последних ролей Уильямса, а его персонаж — смесь грубости и ранимости — придает фильму эмоциональную глубину. За циничными шутками скрывается история о том, как сложно, но важно сохранять связь с семьей, даже если она (что семья, что связь) далека от идеала.
Ученики частной школы разъезжаются на каникулы, и на территории кампуса остаются лишь несколько подростков под присмотром строгого учителя истории мистера Ханэма. Компанию им составляет повариха Мэри, которая тяжело переживает смерть сына, погибшего на войне. Рождественская ночь становится поводом для маленьких, но значимых откровений, которые помогают героям найти опору друг в друге. Несмотря на мрачный фон, фильм наполнен добротой и тихой человечностью, а черный юмор лишь подчеркивает хрупкость их состояния. «Оставленные» — история о том, что настоящее чудо не в том, чтобы забыть о проблемах, а в том, чтобы научиться проживать их вместе.
Один из самых известных «черных» праздничных фильмов рассказывает о мошеннике Вилли, который каждый год устраивается в торговый центр в роли Санта-Клауса, чтобы затем ограбить магазин вместе с напарником-карликом Маркусом. Но на этот раз его план рушится: барменша, обожающая Сант, и странный восьмилетний мальчик внезапно становятся для Вилли зеркалом его собственных моральных провалов. Герой, привыкший к цинизму и пьянству, неожиданно обнаруживает в себе что-то, напоминающее совесть. Хотя делает это крайне неуклюже. Фильм сочетает жесткий юмор, бытовую грязь и неожиданные вспышки человечности, благодаря чему давно стал культовым. «Плохой Санта» — идеальный выбор для тех, кого умилительные рождественские сказки уже не трогают.
Испанский режиссер Алекс де ла Иглесиа превращает рождественскую ночь в мрачное, сатирическое приключение о священнике, который решает предотвратить рождение Антихриста. Отец Анхель, расшифровав загадочное послание, приходит к выводу, что миру грозит Апокалипсис — и единственный способ спасти человечество — вызвать дьявола, продать ему душу и уничтожить его прямо на встрече. Ради этой миссии священнику приходится вести себя максимально аморально: покупать тонны рок-пластинок, издеваться над случайными прохожими и искать кровь девственницы, а в союзники он берет неуклюжего металлиста Хосе. Фильм постепенно превращается из язвительной социальной сатиры в почти супергеройскую историю о человеке, готовом идти до конца ради своей веры — даже если весь мир считает его безумцем. «День зверя» при всей своей дерзости и провокационности остается удивительно теплым фильмом о странных, забытых героях, которые все же пытаются изменить мир к лучшему.
Подпишись на наш канал в Telegram