7days.ru Полная версия сайта

Клинту Иствуду — 95 лет: 10 лучших фильмов ветерана Голливуда

По случаю юбилея освежаем в памяти самые знаковые работы оскароносного режиссера.

Клинт Иствуд (1995)
Фото: LEGION-MEDIA
Читать на сайте 7days.ru

То, что звездные актеры пробуют себя в режиссуре, — не редкость для индустрии. Вот только в большинстве случаев они предпочитают не засиживаться в кресле постановщика и не примерять амплуа главного человека на площадке больше одного-двух раз. Однако наш сегодняшний юбиляр — это исключение из правил! В 1960-х Клинт Иствуд стал культурной иконой поколения, благодаря ролям в спагетти-вестернах Серджио Леоне. В начале 1970-х он ушел в режиссуру, а спустя некоторое время преуспел на этом поприще и отодвинул актерство на второй план. С тех пор Клинт если и появлялся на экране, то лишь в тех фильмах, которые сам снял или спродюсировал. 

Несмотря на то, что карьера претерпевала как взлеты, так и падения, а отношения с экспертным сообществом не всегда были гладкими, его по праву можно назвать одним из величайших ныне живущих кино-творцов. И хотя он существенно старше даже таких мэтров Голливуда, как Спилберг и Скорсезе, он продолжает работать над новыми лентами, и преклонный возраст ему совсем не помеха. Сегодня у нас есть замечательный повод для того, чтобы пробежаться по фильмографии мастера и выцепить лучшие картины. 

Фото: кадр из фильма

«Непрощенный»  — это первый грандиозный успех Иствуда на посту режиссера, причем как в кассовом, так и в премиальном отношении. На момент выхода ленты в прокат к творчеству Клинта относились если уж не скептически, то без особого пиетета. Из значимых наград на его счету имелся лишь «Золотой глобус» за байопик о джазовом музыканте Чарли «Птице» Паркере. Именно ревизионистский вестерн о раскаявшемся преступнике, которого преследуют призраки прошлого, заставил многих пересмотреть свое мнение о Клинте, как постановщике. Сценарий «Непрощенного» он приобрел еще в середине 1980-х, но добровольно убрал проект в дальний ящик, чтобы дать ему настояться, а себе — состариться. Тогда он посчитал себя не достаточно «седым», чтобы сыграть киллера на пенсии. На уровне идей лента представляет собой деконструкцию привычного сюжета о разборках на Диком Западе, где все оказывается уже не так однозначно, как было в классических произведений на ту же тему. Кому, как не завсегдатаю жанра Иствуду, снимать такое кино! Фильм победил в четырех номинациях из девяти возможных на «Оскаре», став третьим вестерном, который удостаивался главного приза от американской киноакадемии. 

Фото: кадр из фильма

Адаптацию остросюжетного романа Денниса Лихэйна нередко называют вершиной творчества сегодняшнего юбиляра. Клинт по большей части верно перенес на экран историю о трех друзьях детства, в чьи жизни вклинивается страшная трагедии. Он даже настоял на том, чтобы съемки прошли в Бостоне, где разворачивались события книги),а не в канадском Торонто, где снимать было дешевле. Первыми «Таинственную реку» увидели посетители и жюри Каннского кинофестиваля. Последние, впрочем, криминальный триллер не оценили. По признанию Тьерри Фремо, сказать Иствуду, что тот не получит «Золотую пальмовую ветвь» (да и вообще какую-либо награду), было самым сложным из того, что ему приходилось делать за все то время, пока он занимает должность генерального директора смотра. Можно сказать, что прокатили ленту и в наградном сезоне. Персональные статуэтки достались одним лишь актерам — Шону Пенну за роль скорбящего отца и Тиму Роббинсу за роль главного подозреваемого по делу об убийстве девушки. Забавно, что восемью годами ранее эти двое уже выдвигалась на соискание главных премий в мире кино от картины «Мертвец идет», но тогда их обоих оставили без внимания. 

Фото: кадр из фильма

Меньше, чем через год после «Таинственной реки», Клинт вернулся со спортивной драмой «Малышка на миллион», и на сей раз у него получилось отправить в нокаут всех спарринг-партнеров на премиальном ринге. Вдохновляющая лента о том, как пожилой тренер по боксу (в его роли сам Иствуд) неожиданно для себя взял в ученики девушку Мэгги (брутальный перформанс Хилари Суэнк), тронула за душу миллионы людей по всему миру. На многих агрегаторах зрительских оценок именно этот фильм лидирует или, по крайней мере, находится в тройке лучших работ постановщика. Сейчас это кажется фатальной глупостью, но в свое время многие крупные студии отказались от финансирования проекта, сославшись на то, что он не будет интересен массовому зрителю. Как и другие картины режиссера, «Малышка на миллион» снималась в сжатые сроки и практически всегда с первого дубля (традиция, которой Клинт не изменяет с самого прихода в профессию), но, что необычно, без внесения каких-либо правок в черновой вариант сценария. 

Фото: кадр из фильма

Тихоокеанская дилогия — один из самых оригинальных проектов, за которые когда-либо брался Иствуд. «Флаги наших отцов» и «Песни с Иводзимы» предлагают два разных взгляда (американский и японский, соответственно) на одно и то же событие — осаду стратегически важного форта на острове Иото. Историки считают битву за Иводзиму одним из наиболее знаковых сухопутных сражений на юго-восточно-азиатском театре Второй Мировой войны. Эта дилогия примечательна в первую очередь тем, что не отказывает противнику в героизме, и почти не содержит серьезных художественных допущений. В то время как большинство режиссеров жертвуют достоверностью в угоду зрелищности, Иствуд решил пойти против этого принципа и показал войну такой, какой ее застали «наши отцы». Получилось, конечно, не без налета патриотизма, но зато без откровенной антинаучной ереси. Лишь немногие постановщики (к их числу можно отнести и Кристофера Нолана с его «Дюнкерком) берут на вооружение такой подход. Что интересно, в пятерку соискателей главного приза на «Оскаре» 2007 года попали только «Письма с Иводзимы», а «Флаги», между тем, получили исключительно звуковые номинации. 

Фото: кадр из фильма

Парадоксально, но будучи агностиком, который не признает официальные религии, Клинт все равно апеллирует к христианским добродетелям. Он верит в то, что только раскаявшись и искупив свои грехи, человек способен найти спасение для своей души. Особенно ярко этот мотив проявляется в двух самых личных его работах — упомянутом выше «Непрощенном» и антирасистской драме «Гран Торино». В картине 2008 года он сыграл ветерана Корейской войны Уолта Ковальски, который живет в загибающимся от экономического кризиса районе Детройта и презирает всех вокруг. Волею судеб он сближается с семейством хмонгов и понимает, как сильно их жизненный уклад отличается от американской модели поведения. Несмотря на то, что фильм получил восторженные отзывы прессы и хорошо показал себя в прокате, в американской киноакадемии, видимо, решили, что Иствуд к ним слишком зачастил. Другого объяснения, почему «Гран Торино» был проигнорирован всеми премиями, у нас попросту нет. Справедливости ради, одну номинацию на «Золотой глобус» Клинт за эту ленту все же получил, причем как автор слов к заглавной песне. Да и французы не остались в стороне, присудив ему премию «Сезар» за «лучший фильм на иностранном языке». 

Фото: кадр из фильма

Американский «морской котик» Крис Кайл, прозванный иракцами «дьяволом из Рамади», является рекордсменом по числу убитых солдат противника среди военнослужащих США. В драматическом боевике «Снайпер» его роль исполнил нехарактерно брутальный Брэдли Купер. Иствуд снял сугубо сугубо антивоенное кино, и упрекнуть в его милитаристской пропаганде не получится хотя бы потому, что он сам решительно осудил интервенцию в Ирак еще в далеком 2003 году, находясь на пресс-конференции в Каннах, и в дальнейшим не сходил с этих позиций. Впрочем, картину было за что покритиковать. Если в тихоокеанской дилогии режиссер полагался на достоверные сведения, то в «Снайпере» он многое отдал на откуп драматургии. Добрая часть сюжетных перипетий, включая противостояние с иракским стрелком, является чистой воды вымыслом. Тем не менее, фильм собрал больше полумиллиарда, став самой кассовой работой Иствуда, и уехал на «Оскар» в шести категориях. Правда, проиграл везде, кроме технической номинации «лучший монтаж звука».

Фото: кадр из фильма

15 января 2009 года самолет, выполняющий рейс Нью-Йорк — Шарлотт — Сиэтл, столкнулся в небе со стаей птиц. Только лишь благодаря мужеству и профессионализму пилота Чесли Салленберга крушение удалось предотвратить. Национальный совет по безопасности транспорта своеобразно отблагодарил спасителя, инициировав против него расследование. После длительных судебных трений у «Салли» (так его звали близкие и коллеги) получилось доказать свою невиновность и сохранить за собой рабочее место. Права на экранизацию его мемуаров практически сразу после публикации были выкуплены кинопродюсером Фрэнком Маршаллом, а он в свою очередь передал проект в ведение Иствуду. Тот поначалу сомневался, стоит ли ему браться за историю, которую нельзя назвать очень драматичной, но после личной беседы с Чесли поменял свое мнение. Самого пилота в фильме сыграл Том Хэнкс. И хотя актер внешне не очень похож на реального Салленберга, тот всецело поддержал его кандидатуру. 

Фото: кадр из фильма

Иствуд в своих работах частенько обращается к теме героизма, пытаясь понять, что движет людьми, совершающими подвиг. При этом героизм в его картинах нередко выходит боком персонажам, которые его проявляют. Так было не только в «Чуде на Гудзоне», но и в вышедшем спустя три года «Деле Ричарда Джуэлла». В трогательной юридической драме СМИ и ФБР на пару ломают жизнь наивному охраннику (Пол Уолтер Хаузер), спасшему множество людей во время теракта 27 июня 1996 года в Атланте. Пока журналисты настраивают общество против Джуэлла, федералы пытаются задним числом увязать мужчину с организацией атаки. Если у вас душе укоренилось обостренное чувство справедливости, то смотреть ленту Клинта Иствуда вам будет физически тяжело. Эпизоды с сокрушающейся от собственного бессилия матерью главного героя получились просто душераздирающими. К слову, актриса Кэти Бейтс за эту роль была удостоена четвертой в своей карьере номинации на «Оскар». 

Фото: кадр из фильма

В 2024 году Клинт Иствуд разразился настоящим шедевром. Последний на данный момент его фильм повествует о присяжном заседателе по имени Джастин Кемп (лучшая роль Николаса Холта!), к которому прямо во время слушания по делу о зверском убийстве девушки приходит осознание, что причиной ее смерти был он сам. В тот роковой день он сбил ее на машине, но не придал этому значения, приняв за выбежавшего на дорогу оленя. Будучи гуманистом и человеком высоких нравов, Джастин оказывается перед ужасным выбором — посадить невиновного или потопить самого себя, оставив беременную жену одну. Мало кто мог предположить, что «Присяжный номер два» вызовет такую реакцию. Даже в кинокомпании Warner. Bros не особо верили в успех картины, а потому стыдливо отдали ее в ограниченный прокат. Вот только все получилось с точностью да наоборот! Юридический триллер на протяжении месяца удерживал первое место по просмотрам на стриминг-сервисе HBO Max. Сверх того, сразу несколько авторитетных изданий о кино обозначали ленту как одну из лучших в уходящем году. Досадно от того, что Иствуду опять не нашлось место в наградном сезоне. 

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: