То, что звездные актеры пробуют себя в режиссуре, — не редкость для индустрии. Вот только в большинстве случаев они предпочитают не засиживаться в кресле постановщика и не примерять амплуа главного человека на площадке больше одного-двух раз. Однако наш сегодняшний юбиляр — это исключение из правил! В 1960-х Клинт Иствуд стал культурной иконой поколения, благодаря ролям в спагетти-вестернах Серджио Леоне. В начале 1970-х он ушел в режиссуру, а спустя некоторое время преуспел на этом поприще и отодвинул актерство на второй план. С тех пор Клинт если и появлялся на экране, то лишь в тех фильмах, которые сам снял или спродюсировал.
Несмотря на то, что карьера претерпевала как взлеты, так и падения, а отношения с экспертным сообществом не всегда были гладкими, его по праву можно назвать одним из величайших ныне живущих кино-творцов. И хотя он существенно старше даже таких мэтров Голливуда, как Спилберг и Скорсезе, он продолжает работать над новыми лентами, и преклонный возраст ему совсем не помеха. Сегодня у нас есть замечательный повод для того, чтобы пробежаться по фильмографии мастера и выцепить лучшие картины.
«Непрощенный» — это первый грандиозный успех Иствуда на посту режиссера, причем как в кассовом, так и в премиальном отношении. На момент выхода ленты в прокат к творчеству Клинта относились если уж не скептически, то без особого пиетета. Из значимых наград на его счету имелся лишь «Золотой глобус» за байопик о джазовом музыканте Чарли «Птице» Паркере. Именно ревизионистский вестерн о раскаявшемся преступнике, которого преследуют призраки прошлого, заставил многих пересмотреть свое мнение о Клинте, как постановщике. Сценарий «Непрощенного» он приобрел еще в середине 1980-х, но добровольно убрал проект в дальний ящик, чтобы дать ему настояться, а себе — состариться. Тогда он посчитал себя не достаточно «седым», чтобы сыграть киллера на пенсии. На уровне идей лента представляет собой деконструкцию привычного сюжета о разборках на Диком Западе, где все оказывается уже не так однозначно, как было в классических произведений на ту же тему. Кому, как не завсегдатаю жанра Иствуду, снимать такое кино! Фильм победил в четырех номинациях из девяти возможных на «Оскаре», став третьим вестерном, который удостаивался главного приза от американской киноакадемии.
Адаптацию остросюжетного романа Денниса Лихэйна нередко называют вершиной творчества сегодняшнего юбиляра. Клинт по большей части верно перенес на экран историю о трех друзьях детства, в чьи жизни вклинивается страшная трагедии. Он даже настоял на том, чтобы съемки прошли в Бостоне, где разворачивались события книги),а не в канадском Торонто, где снимать было дешевле. Первыми «Таинственную реку» увидели посетители и жюри Каннского кинофестиваля. Последние, впрочем, криминальный триллер не оценили. По признанию Тьерри Фремо, сказать Иствуду, что тот не получит «Золотую пальмовую ветвь» (да и вообще какую-либо награду), было самым сложным из того, что ему приходилось делать за все то время, пока он занимает должность генерального директора смотра. Можно сказать, что прокатили ленту и в наградном сезоне. Персональные статуэтки достались одним лишь актерам — Шону Пенну за роль скорбящего отца и Тиму Роббинсу за роль главного подозреваемого по делу об убийстве девушки. Забавно, что восемью годами ранее эти двое уже выдвигалась на соискание главных премий в мире кино от картины «Мертвец идет», но тогда их обоих оставили без внимания.
Меньше, чем через год после «Таинственной реки», Клинт вернулся со спортивной драмой «Малышка на миллион», и на сей раз у него получилось отправить в нокаут всех спарринг-партнеров на премиальном ринге. Вдохновляющая лента о том, как пожилой тренер по боксу (в его роли сам Иствуд) неожиданно для себя взял в ученики девушку Мэгги (брутальный перформанс Хилари Суэнк), тронула за душу миллионы людей по всему миру. На многих агрегаторах зрительских оценок именно этот фильм лидирует или, по крайней мере, находится в тройке лучших работ постановщика. Сейчас это кажется фатальной глупостью, но в свое время многие крупные студии отказались от финансирования проекта, сославшись на то, что он не будет интересен массовому зрителю. Как и другие картины режиссера, «Малышка на миллион» снималась в сжатые сроки и практически всегда с первого дубля (традиция, которой Клинт не изменяет с самого прихода в профессию), но, что необычно, без внесения каких-либо правок в черновой вариант сценария.
Тихоокеанская дилогия — один из самых оригинальных проектов, за которые когда-либо брался Иствуд. «Флаги наших отцов» и «Песни с Иводзимы» предлагают два разных взгляда (американский и японский, соответственно) на одно и то же событие — осаду стратегически важного форта на острове Иото. Историки считают битву за Иводзиму одним из наиболее знаковых сухопутных сражений на юго-восточно-азиатском театре Второй Мировой войны. Эта дилогия примечательна в первую очередь тем, что не отказывает противнику в героизме, и почти не содержит серьезных художественных допущений. В то время как большинство режиссеров жертвуют достоверностью в угоду зрелищности, Иствуд решил пойти против этого принципа и показал войну такой, какой ее застали «наши отцы». Получилось, конечно, не без налета патриотизма, но зато без откровенной антинаучной ереси. Лишь немногие постановщики (к их числу можно отнести и Кристофера Нолана с его «Дюнкерком) берут на вооружение такой подход. Что интересно, в пятерку соискателей главного приза на «Оскаре» 2007 года попали только «Письма с Иводзимы», а «Флаги», между тем, получили исключительно звуковые номинации.
Парадоксально, но будучи агностиком, который не признает официальные религии, Клинт все равно апеллирует к христианским добродетелям. Он верит в то, что только раскаявшись и искупив свои грехи, человек способен найти спасение для своей души. Особенно ярко этот мотив проявляется в двух самых личных его работах — упомянутом выше «Непрощенном» и антирасистской драме «Гран Торино». В картине 2008 года он сыграл ветерана Корейской войны Уолта Ковальски, который живет в загибающимся от экономического кризиса районе Детройта и презирает всех вокруг. Волею судеб он сближается с семейством хмонгов и понимает, как сильно их жизненный уклад отличается от американской модели поведения. Несмотря на то, что фильм получил восторженные отзывы прессы и хорошо показал себя в прокате, в американской киноакадемии, видимо, решили, что Иствуд к ним слишком зачастил. Другого объяснения, почему «Гран Торино» был проигнорирован всеми премиями, у нас попросту нет. Справедливости ради, одну номинацию на «Золотой глобус» Клинт за эту ленту все же получил, причем как автор слов к заглавной песне. Да и французы не остались в стороне, присудив ему премию «Сезар» за «лучший фильм на иностранном языке».
Американский «морской котик» Крис Кайл, прозванный иракцами «дьяволом из Рамади», является рекордсменом по числу убитых солдат противника среди военнослужащих США. В драматическом боевике «Снайпер» его роль исполнил нехарактерно брутальный Брэдли Купер. Иствуд снял сугубо сугубо антивоенное кино, и упрекнуть в его милитаристской пропаганде не получится хотя бы потому, что он сам решительно осудил интервенцию в Ирак еще в далеком 2003 году, находясь на пресс-конференции в Каннах, и в дальнейшим не сходил с этих позиций. Впрочем, картину было за что покритиковать. Если в тихоокеанской дилогии режиссер полагался на достоверные сведения, то в «Снайпере» он многое отдал на откуп драматургии. Добрая часть сюжетных перипетий, включая противостояние с иракским стрелком, является чистой воды вымыслом. Тем не менее, фильм собрал больше полумиллиарда, став самой кассовой работой Иствуда, и уехал на «Оскар» в шести категориях. Правда, проиграл везде, кроме технической номинации «лучший монтаж звука».
15 января 2009 года самолет, выполняющий рейс Нью-Йорк — Шарлотт — Сиэтл, столкнулся в небе со стаей птиц. Только лишь благодаря мужеству и профессионализму пилота Чесли Салленберга крушение удалось предотвратить. Национальный совет по безопасности транспорта своеобразно отблагодарил спасителя, инициировав против него расследование. После длительных судебных трений у «Салли» (так его звали близкие и коллеги) получилось доказать свою невиновность и сохранить за собой рабочее место. Права на экранизацию его мемуаров практически сразу после публикации были выкуплены кинопродюсером Фрэнком Маршаллом, а он в свою очередь передал проект в ведение Иствуду. Тот поначалу сомневался, стоит ли ему браться за историю, которую нельзя назвать очень драматичной, но после личной беседы с Чесли поменял свое мнение. Самого пилота в фильме сыграл Том Хэнкс. И хотя актер внешне не очень похож на реального Салленберга, тот всецело поддержал его кандидатуру.
Иствуд в своих работах частенько обращается к теме героизма, пытаясь понять, что движет людьми, совершающими подвиг. При этом героизм в его картинах нередко выходит боком персонажам, которые его проявляют. Так было не только в «Чуде на Гудзоне», но и в вышедшем спустя три года «Деле Ричарда Джуэлла». В трогательной юридической драме СМИ и ФБР на пару ломают жизнь наивному охраннику (Пол Уолтер Хаузер), спасшему множество людей во время теракта 27 июня 1996 года в Атланте. Пока журналисты настраивают общество против Джуэлла, федералы пытаются задним числом увязать мужчину с организацией атаки. Если у вас душе укоренилось обостренное чувство справедливости, то смотреть ленту Клинта Иствуда вам будет физически тяжело. Эпизоды с сокрушающейся от собственного бессилия матерью главного героя получились просто душераздирающими. К слову, актриса Кэти Бейтс за эту роль была удостоена четвертой в своей карьере номинации на «Оскар».
В 2024 году Клинт Иствуд разразился настоящим шедевром. Последний на данный момент его фильм повествует о присяжном заседателе по имени Джастин Кемп (лучшая роль Николаса Холта!), к которому прямо во время слушания по делу о зверском убийстве девушки приходит осознание, что причиной ее смерти был он сам. В тот роковой день он сбил ее на машине, но не придал этому значения, приняв за выбежавшего на дорогу оленя. Будучи гуманистом и человеком высоких нравов, Джастин оказывается перед ужасным выбором — посадить невиновного или потопить самого себя, оставив беременную жену одну. Мало кто мог предположить, что «Присяжный номер два» вызовет такую реакцию. Даже в кинокомпании Warner. Bros не особо верили в успех картины, а потому стыдливо отдали ее в ограниченный прокат. Вот только все получилось с точностью да наоборот! Юридический триллер на протяжении месяца удерживал первое место по просмотрам на стриминг-сервисе HBO Max. Сверх того, сразу несколько авторитетных изданий о кино обозначали ленту как одну из лучших в уходящем году. Досадно от того, что Иствуду опять не нашлось место в наградном сезоне.
Подпишись на наш канал в Telegram