7days.ru Полная версия сайта

Моби, шпионские игры и рейв в Чернобыле: что смотреть на Beat Film Festival в 2021 году

2 июня в кинотеатрах столицы и онлайн стартует один из самых интересных отечественных киносмотров документального кино.

В программе фестиваля, как и всегда, особое место занимают ленты о музыкантах – иконах электроники, рока и поп-музыки, – режиссерах, модельерах и художниках других мастей. Герои Beat Film Festival творят искусство на глазах зрителя, задаются экзистенциальными вопросами и предпринимают тщетные попытки скрыться от спецслужб.

Фестиваль в этом году продлится почти месяц, завершившись лишь к 20-м числам июня. Что можно и нужно успеть увидеть до этого момента – в нашем материале.

The Sparks Brothers, реж. Эдгар Райт
Фото: Кадр из фильма

Режиссер постмодернистских лент, снятых в кислотно-комиксовом стиле, – «Скотт Пилигрим против всех» и «Малыш на драйве» – на Beat Film Festival в этом году стал героем дня-открытия. Именно первый в карьере Эдгара Райта док о культовой, но парадоксальным образом всеми забытой группе The Sparks откроет смотр 2 июня. Слоган картины гласит: «Любимая группа вашей любимой группы». И эта характеристика для The Sparks кажется исчерпывающей – именно ими в свое время вдохновлялись New Order, Depeche Mode и добрый десяток других коллективов мирового масштаба. Вот только массовый слушатель, кажется, подзабыл этих обаятельных поп-героев, а может и вовсе о них ничего не знал. Жгучую несправедливость Эдгар Райт восстановит в свойственной ему одному манере – с юмором, ностальгией и вниманием к каждому кадру.

«Американская утопия», реж. Спайк Ли
Фото: Кадр из фильма

А вот обладатель «Оскара» за лучший адаптированный сценарий к фильму «Черный клановец», режиссер и сценарист Спайк Ли решил объединить усилия с родственным ему по образу мышления Дэвидом Бирном. Имя Бирна хорошо известно всем почитателям постпанка и нововолнового рока – именно он стал основателем, вокалистом и неизменным идейным вдохновителем американской группы Talking Heads. Плоды совместных усилий Бирна и Ли вылились в абсурдистский, многожанровый и изобретательный киномюзикл по мотивам всех альбомов «говорящих голов». Сквозная тема их «Американской утопии» – незаменимость межличностных отношений, без которых человеческая жизнь мрачна и тревожна.

«Вендерс», реж. Эрик Фридлер, Кампино
Фото: Кадр из фильма

Как еще рассказать историю творческих исканий автора «Париж, Техас» и «Алисы в городах», если не через классическую голливудскую форму роуд-муви? Не зря же Вима Вендерса принято считать самым американским из всех режиссеров нового немецкого кино. Его ленты, снятые зачастую без итогового сценария, – бесконечная дорога, поток мыслей и состояний героев. Документалка «Вендерс» авторства режиссера Эрика Фридлера и музыканта Кампино перенимает творческий метод немецкого мастера, чтобы рассказать уже его собственную историю. Интервью Вернера Херцога, Копполы, Уиллема Дефо и Патти Смит, хроника со съемок и вырезанные сцены из фильмов Вендерса помогут погрузиться в мысли великого режиссера и понять причину его бесконечного движения.

«Ок, зумер», реж. Лиз Смит
Фото: Кадр из фильма

Вчерашние школьники с цветными волосами оккупировали тик-ток, где ведут пустые споры о личных границах, толерантности и самовыражении – если вы представляете зумеров так, то эта картина Beat Film Festival предназначается именно вам. Режиссер Лиз Смит занимает позицию рефери, сталкивая два поколения: с одной стороны – нейробиологи, психологи и технократы, с другой – то самое поколение гаджетов и тик-тока, не упрекать которое в духовной пустоте нынче стало признаком дурного вкуса. Зумерам впервые предоставляется право прямо отвечать на упреки и вопросы, рассказывать о себе по-своему, выступить с манифестом или просто воспользоваться правом голоса. В этот раз зрителю самому предстоит разрешить конфликт отцов и детей: эта молодежь, впитавшая интернет с молоком матери, попросту избалована доступностью технологий, или все-таки именно в ее силах изменить наш мир к лучшему?

«Моби», реж. Роб Гордон Бралвер
Фото: Кадр из фильма

Как так вышло, что один из «китов» электронной музыки нулевых в последние годы стал так незаметен? Все же помнят «Why Does My Heart Feel So Bad», «Natural Blues», «Lift Me Up», «In This World», не так уж и давно звучавшие буквально из каждого утюга? Ричард Мелвилл Холл с присущей ему ироничной меланхолией сам проведет зрителя по основным этапам своего творческого становления. Псевдоним Моби – дань уважения его легендарному родственнику, автору «Моби Дика», его электронная музыка – результат рейвовых сходок юности, а кушетка психоаналитика – итог творчества, популярности и того, что пришло после нее. Моби интеллигентен, угрюм и ставит себя в один ряд с Дэвидами – Линчем и Боуи. Он исповедально говорит с нами о смысле жизни, ее правилах и нонсенсах, не забывая при этом демонстрировать фотографии из личного архива, включая те, где у него еще присутствует шевелюра. «Моби» – одна из гала-премьер нынешнего фестиваля. И дело не только в масштабе личности, пожалуй, самого загадочного из современных музыкантов, но и в успокаивающе-терапевтическом характере картины.

«Моя психоделическая история любви», реж. Эррол Моррис
Фото: Кадр из фильма

Документалист Эррол Моррис, обладатель «Оскара» и «Серебряного медведя» Берлинале, взял в фокус странную, почти сюрреалистическую любовную линию светской львицы Джоанны Харкот-Смит и гуру психоделической революции Тимоти Лири. Роман этой парочки с разницей в возрасте в 26 лет для любого режиссера документальных фильмов – почва благодатная. Лири долгие годы преследовался ЦРУ, и добрая часть их с Джоанной конфетно-букетного периода прошла в бегах по арабским странам, где, в конечном счете, их все же сумели перехватить. Главный вопрос, на который пытается ответить Эррол Моррис, – могла ли встреча Харкот-Смит и Лири быть срежиссирована спецслужбами с целью вербовки одного из главных хиппи-апологетов. Триллерная составляющая, загадки и подтексты вкупе с лейтмотивом невидимой руки злого рока (читай – государства), вероятно, способного контролировать даже зарождение любовных отношений между двумя настолько разными людьми, доводит картину до неистового саспенса.

«Такие моменты не длятся вечно», реж. Шерил Данн
Фото: Кадр из фильма

Дэш Сноу – почетный член «клуба 27». Как и Кобейн, Моррисон и Уайнхаус, он жил ярко и умер молодым. А еще Дэш Сноу – олицетворение протестного, нонконформистского мировоззрения. Родившись в неприлично богатой нью-йоркской семье арт-коллекционеров, но отказался принимать богемный образ жизни своих родителей. Его картины, для создания которых Дэш порой использовал даже собственную сперму, стали большим событием Нью-Йорка нулевых, принеся ему славу продолжателя Уорхола и главного авангардиста современности. В 24 Сноу уже выставлялся на престижнейших биеннале, а спустя всего три года погиб от передозировки. Его подруга, фотограф и режиссер Шерил Данн вспоминает Сноу таким, каким он был, – инфантильным, открытым миру бунтарем, явно не предназначенным для этой жизни. «Он был бесстрашным и жил на краю, а еще он был самым настоящим ребенком, первым, кто знакомился с тобой на вечеринке», – написала сама Данн в некрологе Сноу. Эта же мысль, сдобренная огромным количеством шокирующих сцен из рок-н-ролльной жизни противоречивого художника, повторяется и в фильме. «Такие моменты не длятся вечно» – о выбивающихся из привычного уклада жизни новых романтиках, явно не способных взрослеть, стареть и существовать слишком долго.

«Ди Би Купер: как угнать “Боинг” и исчезнуть», реж. Джон Дауэр
Фото: Кадр из фильма

В начале 1970-х история загадочного угонщика пассажирского лайнера, летевшего из Портленда в Сиэтл, потрясла общественное сознание. Человек в черных очках, без каких-либо проблем пронес на борт самолета бомбу (или же это был обычный муляж) и совершенно спокойно получил выкуп за многочисленных пассажиров в размере 200 тысяч долларов. После этого он выпрыгнул с парашютом и деньгами где-то над лесами Орегона и был таков. Ди Би Купера найти так и не сумели, а версии о том, что же с угонщиком стало в итоге, колеблются между «он погиб, неудачно приземлившись в чаще» и «он сменил пол и сам стал работать в аэропорту». Эта неразрешенная загадка прочно вошла в массовую культуру, сделав из личности неизвестного преступника что-то вроде Робин Гуда 20 века, отомстившего сильным мира сего за ограбленных правительством простых работяг.

Режиссер Джон Дауэр проводит свое расследование, не претендуя на какие-либо достоверные сведения. И хотя история эта интересна сама по себе, Дауэра больше волнует даже не сам Ди Би Купер, а способ его восприятия современниками, возведшими угонщика самолета до уровня мифологемы.

«Чиллнобыль», реж. Пабло Рохас Кастильо
Фото: Кадр из фильма

Российское документальное кино Beat Film Festival продвигает уже не первый год. В этот раз, пожалуй, самый яркий представитель национальной программы – картина гватемальца Пабло Рохаса Кастильо, выпускника ВГИКа, ученика Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Свою работу «Чиллнобыль» он посвятил актуальной в последнее время теме переосмысления Чернобыльской катастрофы. Его герои – группа молодых парней и девушек, которые хотят побороть свои страхи перед мифом техногенного ада, устроив рейв у четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. Однако сталкиваются они с непониманием, бюрократией и закостеневшим мировосприятием местных чиновников, которые, как и 35 лет назад, уверены, что лучшая защита – это замалчивание и незнание.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: