«Алиса, сделай громче!», «Маруся, выключи свет», «Лучше спроси у GPT», «ИИ все сделает...» — часто ли вы используете подобные фразы? Насколько сильно технический прогресс вошел в вашу жизнь? К чему это может привести? Роботы наступают? Сегодня мы расскажем о пяти фильмах, которые уже дали ответы на эти вопросы: «2001: Космическая одиссея», «Бегущий по лезвию», «Симона», «Она», «Превосходство».
Американские учёные 21 века нашли на Луне искусственно созданный объект — плиту. Экипаж космического корабля «Дискавери», состоящий из пяти астронавтов и одного компьютера «HAL 9000», наделенного человеческими качествами, должны разгадать тайну плиты. Одни ли мы во Вселенной? В чем смысл нашего существования? Фильм поднимает больше вопросов, чем дает ответов. Помимо невероятного визуала, потрясающих спецэффектов, «Одиссея» показывает нам видеозвонки, идентификацию по голосу, даже «айпады» — и всё это в свободном доступе, хотя Стив Джобс в то время ещё в школу ходил и никто не мог подумать, что такими технологиями сможет пользоваться каждый второй. Несмотря на некоторые неточности в области космических технологий — например, как люди перемещаются в невесомости, — фильм с каждым годом становится всё более актуальным.
Ноябрь 2019 года, Лос-Анджелес. Рика Декарда (Харрисон Форд) восстанавливают в звании детектива, чтобы он нашел и обезвредил группу репликантов, сбежавших из космической колонии. После премьеры фильм остался непонятым и даже растоптанным критиками. Однако именно он стал первым образцом «нуара будущего», толчком к киберпанку. Смог, покрывающий небоскребы с рекламой, скрывает антиутопию будущего: борьбу человека и андроида, перенаселение, клонирование. Технологии помогают человеку или порабощают его? Способен ли компьютер на чувства? Вопросы, которые поднимаются в этом фильме, шокировали зрителей еще тогда, но сильно волнуют зрителей сейчас, потому что все показанное постепенно, но неумолимо становится нашей реальностью.
Режиссер Виктор Тарански (Аль Пачино) переживает творческий кризис. В момент отчаяния он знакомится с тяжело больным программистом, который предлагает сделать уникальную программу для симуляции живого человека. Так Тарански создаёт свою Галатею — Симону — невероятно красивую и талантливую актрису, которую он и «снимает» в своем фильме. Для 2000-х годов это точно казалось чем-то невообразимым, тогда как сейчас с помощью ИИ можно «снять» что угодно с каким угодно актёром. Звёзды Голливуда уже восстают против таких технологий. И, может, не зря? В этом фильме создание взяло вверх над создателем. Симона становится популярной, получает «Оскар», а бедный режиссер не знает, как доказать, что она нереальна, и как её уничтожить.
Фантастикой этот фильм уже не назовешь. Драма показывает не слишком далекое будущее, где люди активно взаимодействуют с ИИ. Нам сегодня сложно представить, как мы жили без чата GPT — то же произошло и с главным героем Теодором (Хоакин Феникс). Он писатель, который переживает разрыв с женой, и чтобы как-то справиться с одиночеством, покупает компьютерную операционную систему с ИИ. Программа сама выбирает себе имя Саманта и начинает общаться с Теодором (голосом Скарлетт Йоханссон – кто бы устоял!). В их долгих душевных разговорах рождается какая-то настоящая связь. Может, это любовь? Если в 2013 году в это было сложно поверить, то сейчас мы понимаем, что некоторые люди действительно могут стереть для себя грань между ИИ и человеческим общением, и оградить себя от настоящих эмоций.
Пораженный «Космической одиссеей 2001 года», восхищенный фильмами Кристофера Нолана, у которого он работал оператором-постановщиком, с этой картиной Уолли Пфистер дебютировал как режиссер. Фильм рассказывает о гениальном исследователе докторе Уилле Кастере (Джонни Депп), который хочет создать компьютер, включающий в себя все знания человечества. Группа террористов, противников прогресса, убивает его. Однако жена Уилла Эвелин (Ребекка Холл), сильно переживая потерю любимого человека, помещает его разум в компьютер. Этот искусственный интеллект постепенно начинает превосходить всех вокруг. На сегодняшний день уже говорят о технологиях, позволяющих общаться с умершими близкими. Это прорыв, который помогает или делает только хуже? Уолли Пфистер попробовал ответить на этот вопрос.
Подпишись на наш канал в Telegram