14 марта на ТНТ большая премьера – в эфир выходит комедия «Исправление и наказание» с Анной Михалковой в роли сотрудницы колонии-поселения, которая верит в добро. Тренд на фильмы и сериалы, в которых условно отрицательные герои проходят перевоспитание, наметился в российском кинематографе в последние несколько лет, причем каждый фильм и сериал на эту тему стал событием и получил не только зрительское, но и индустриальное признание. Может быть, сказалась острая нужда в социальной справедливости, а может, это с рождения вшитое в россиян влияние классической русской традиции: литературы Фонвизина или Гончарова, а также советской массовой культуры, столпами которой были как раз справедливость, воспитание и правильность во всем. Тем не менее в каждом из новых фильмов и сериалов о перевоспитании методы героев, а также обстоятельства, в которых они оказались, совсем разные.
Во время церемонии открытия храма на голову олигарху Верхоланцеву упал колокол, на отлив которого он пожертвовал огромную сумму. После похорон его семейка принялась делить деньги, но увы – все счета за границей под паролем. Уверенные в том, что нехилую долю богач оставил Алене Неверовой, дочери от первого брака, Верхоланцевы направляются в глубинку, где их родственница по батюшке работает замначальника колонии. Пытаясь «выбить» наследство, мажоры поджигают ее дом, но вместо денег получают срок. Отбывать его придется именно в этой колонии. Здесь Неверова будет учить потерявших жизненные ориентиры родственников человечности по собственной методике. «У них просто не было шанса стать хорошими», – говорит наивная и простодушная Алена, и начинает перевоспитание.
Методика Неверовой базируется на том, что добро есть в каждом – нужно просто помочь человеку его в себе обнаружить. Алена, родившаяся в этой самой колонии еще в советские времена, верит, что сделать человека лучше может искусство, труд (особенно коллективный), разговоры по душам. Но когда эти мягкие методы не срабатывают на заключенных, она превращается в этакого добродушного монстра и кидает людей в шоковые ситуации, которые порой переходят грани разумного. На этом и строится комедия «Исправления и наказания» – сериала, который показывает впечатляющий разброс характеров и ситуаций и ни разу не скатывается в дидактичность (а ее можно ожидать от произведения про воспитание). Сняла сериал Анна Пармас, которая еще будет упомянута в этом материале.
Фильм, собравший самую большую кассу за всю историю российского кино, снял Клим Шипенко, один из самых мастеровитых режиссеров нашего жанрового кино. По сюжету мажор Гриша, затерявшийся в мире, где все можно и ничего ему за это не будет, однажды просыпается в имперской России 1860 года, когда крепостное право еще не отменено.
Теперь сынок богатого отца – обычный холоп Гришка. Он должен батрачить и терпеть. Такой дорогостоящий эксперимент с полным погружением в эпоху организовал ему отец, который отчаялся перевоспитать Гришу человеческими методами. В крестьянской России Гришку будут пороть, унижать, заставлять смотреть на жестокость и несправедливость – а все ради того, чтобы через страдание он наконец стал человеком, неравнодушным к миру вокруг.
Стройный, литературный сценарий «Холопа» (одна из его авторов – Дарья Грацевич, написавшая «Измены» и «Триаду» на ТНТ) и впрямь напоминает классическую пьесу, а главный герой в исполнении обрусевшего серба Милоша Биковича как две капли воды похож на Митрофанушку из «Недоросля» Фонвизина – самого яркого комедийного архетипа русской литературы 18 века.
Один из самых популярных российских сериалов последних лет, собравший ворох наград, – комедия Семена Слепакова* и Петра Буслова «Домашний арест» – четко уловил настроение народа и страхи элит. Именно поэтому и был высоко оценен самыми разными зрителями. Мэр выдуманного Синеозерска Аркадий Аникеев (Павел Деревянко) попался на взятке и отправился под домашний арест в хиленькую коммуналку, в которой он вырос – а ведь буквально вчера Аникеев кичился тем, что прописан он не в своем дворце, а в этой самой комнатке, чтобы быть ближе к народу. И вроде бы прием напоминает «рыбу из воды» – однако Аникеев, погубленный жадностью, в действительности хорошо знает многострадальный народ коммуналок и бараков, просто не хочет иметь с ним ничего общего. Жизнь возвращает его туда, где он мог бы быть, если бы не его хитрость, беспринципность и изворотливость. Оказавшись на месте людей, задавленных выученной беспомощностью и ощущением, что мы не в силах дать отпор коррупции и что-либо изменить, Аникеев начинает действовать и становится серым кардиналом за спиной своего детского обидчика Ивана Самсонова. Он подбивает его выдвинуться в мэры, чтобы получить свободу, однако общение с наивными, добродушными людьми, а также стороннее наблюдение за паноптикумом чиновничьего мира меняет Аникеева.
В лирической комедии Авдотьи Смирновой по сценарию Анны Пармас Федор Бондарчук впервые появится в образе чиновника – эта же роль в похожих, но совсем не таких же обстоятельствах ждет его несколько лет спустя в сериале «Год культуры».
Лето, усадьба, русская заповедная благодать – сюда, в провинциальный литературный музей, приезжает московский чиновник Петр Дроздов, чтобы сообщить местным о планах губернатора построить в этих владениях очередную чиновничью резиденцию. Поначалу Дроздов как будто не видит людей в смиренных литературных работниках, однако встреча с Машей (Ксения Раппопорт), молодой литературоведкой, заставит его сначала задуматься, а потом и пропасть в этом обломовском раю, вспомнить всех классиков разом и стать другим, чутким и чувствующим человеком. Дроздова ждет самый гуманный из всех возможных методов перевоспитания – он изменится благодаря любви и искусству. Сказка, но как же в жизни без сказок.
Этот ситком производства Comedy Club Production держится как раз на классическом приеме, когда главного героя выдергивают из привычной среды и помещают в максимально некомфортную. Московский чиновник из министерства образования Виктор Сычев (Федор Бондарчук, впервые сыгравший в ситкоме) крупно попал: на прямой линии с Путиным преподавательница из опять же вымышленного города Верхнеямска раскритиковала работу Сычева и обвинила его в полном безразличии к региональным вузам. В наказание Сычева поперли с должности и сослали в вуз Верхнеямска заведовать кафедрой словесности. Он, холеный и далекий от народа, никогда не бывал в таких местах. Поначалу Сычев пытается построить отношения с местными проверенными методами – запугиванием, обманом и коррупцией, однако с той самой Софьей Белозеровой, из-за которой он и оказался в Верхнеямске, этого не получается. Тогда Сычеву приходится начать процесс поиска в себе эмпатии и прочих человечных качеств. Он тоже будет перевоспитан любовью, однако, по закону жанра ситкома, его ждут удивительные, порой жесткие ситуации, над которыми зритель, впрочем, будет смеяться.
Подпишись на наш канал в Telegram