Существующая вот уже 13 лет киновселенная Marvel насчитывает 25 фильмов, далеко не каждый из которых бриллиант. Супергероику, создаваемую под руководством Кевина Файги, часто упрекают во вторичности, заостренности на развлекательность и в отсутствии оригинальности каждого отдельно взятого фильма. С критикой Marvel в разное время выступали Мартин Скорсезе, заявивший, что не считает эти фильмы фильмами в принципе, Эмили Блант, которая решила, что супергероика себя изжила, и режиссер «Дюны» Дени Вильнёв – по его словам, картины Marvel слишком похожи друг на друга. И во многом со всеми этими утверждениями можно согласиться. В этой подборке рассказываем о худших фильмах вселенной Мстителей – проходных, скучных и несмешных.
В 2021 году, оглядываясь назад, становится особенно заметно, какой путь проделала киновселенная Marvel. От заточенности на поверхностный пафос она сделала внушительный рывок к творческой свободе режиссеров, работающих над отдельными фильмами, и даже позволила себе постмодернистские эксперименты – правда, пока лишь в телевизионном проекте «ВандаВижн». Теперь можно признаться честно – первые «Мстители» были откровенно плохи. Да, они действительно разошлись на цитаты, но замшелая пафосность, отсутствие у героев мотивации, стычки персонажей на пустом месте и их карикатурность, а также многочисленные сюжетные недоработки просто не позволяют смотреть первый фильм серии без снисходительной улыбки.
В этом кроссовере студия без зазрения совести опиралась лишь на восторг аудитории от первого опыта созерцания уймы любимых персонажей в едином блокбастере. При этом отдельные герои в команде выглядят попросту лишними – например, Черная вдова и Соколиный глаз, смехотворно встающие в супергеройскую стойку с пистолетом и луком против инопланетных захватчиков.
Однако и здесь придется сделать историческую оговорку – «Мстители» действительно открыли эру масштабных мультиперсонажных историй, где уже не один герой борется против целой орды злодеев, а несколько равноправных и авторитетных протагонистов противостоят глобальному злу. В своих следующих фильмах об этой команде Marvel подкрутила настройки серьезности до предела и постаралась подобрать героям нужное место в команде. Те же Клинт Бартон и Наташа Романофф стали заметными двигателями сюжета, каждый из них получил свою драматическую линию, а их нелепое положение из первых «Мстителей» изящно высмеивалось в последующих частях.
К неудавшимся экспериментам можно отнести и два первых сольных фильма о Торе. Первый из них вышел еще до «Мстителей», чтобы объяснить многим зрителям, не читавшим комиксы, откуда среди защитников Земли и супергероев, получивших силы с помощью науки и экспериментов, вдруг оказался скандинавский Бог грома. Не очень понятно, но очень интересно, как говорится в известном меме. Правда, интерес этот не оправдался ни в «Торе», ни в «Торе 2».
Оба фильма соблюдают до нелепого серьезный тон повествования, при напрашивающейся комичности Тора как персонажа. Не спасают эти картины и действительно профессиональные актеры, согласившиеся на ведущие роли (а у Marvel без звёзд ничего и не бывает) – Крис Хемсворт, Стеллан Скарсгард, Энтони Хопкинс и Натали Портман, у которой к тому моменту в копилке был уже целый «Оскар».
К слову, свой провал с Тором-киноперсонажем хорошо осознавали как режиссеры, так и студийные боссы. Автор второго «Тора» Алан Тейлор, к примеру, совсем недавно заявил, что после работы над этим фильмом он вообще решил завязать с полнометражками и уйти в сериальное производство – сейчас он занимается многосерийным проектом «Интервью с вампиром». Ну а сама Marvel выпутаться из ситуации предпочла интересным способом – отдав Тора под ответственность тогда ещё малоизвестного Тайки Вайтити, который создал действительно стоящий триквел для этого персонажа.
После успеха первых «Стражей Галактики» вторую часть приключений этих космических оборванцев зрители ждали с нетерпением. Многим пришлись по вкусу и хулиганский юмор режиссера Джеймса Ганна, и некоторая спорность персонажей – закоренелых преступников, которые стараются исправиться, но все ещё далеки от соблюдения моральных устоев привычных нам супергероев.
Только вот сиквел «Стражей» обернулся громким разочарованием – Ганн и Marvel не смогли предложить абсолютно ничего нового, оставив своих героев точно в том же положении, в каком они закончили первую часть. Отношения Питера Квилла и Гаморы не зашли дальше уже обозначенной романтики, Драгс не стал умнее и не отомстил за свою семью, а енот Ракета и космическое древо Грут по-прежнему остались просто комедийным дуэтом без перспективы раскрытия. Столь удачный юмор Ганна здесь только испортился – шутки во вторых «Стражах Галактики», что называется, с душком и развеселить могут разве что младшеклассника. Не спасло фильм и довольно неожиданное решение авторов «убить» одного из второстепенных персонажей, получив при этом довольно сильную драматическую линию – она при всех своих плюсах утонула в основном потоке некачественного юмора и проходных сюжетных арок.
В эпоху новой волны феминизма Marvel допустила колоссальный промах – она опоздала с выпуском своего первого сольного фильма о женщине-супергерое, пропустив вперёд DC с их «Чудо-женщиной» (2017). У DC помимо времени выпуска было и другое преимущество – оглушительная известность персонажа, сыгранного израильской актрисой Галь Гадот. Marvel, однако, не стушевались и решили позвать на главную роль в свой первый фильм о девушке-супергерое обладательницу «Оскара» Бри Ларсон. И это стало непоправимой ошибкой для студии и будущей судьбы персонажа.
Ларсон не хватило ни харизмы, чтобы вытянуть на себе недостаточно известного за пределами США персонажа, ни такта, чтобы принять этот факт с достоинством. Уже после выхода «Капитан Марвел» появилось много сообщений о скандальности актрисы, которая требовала повысить ей гонорары, высокомерно относилась к коллегам и явно претендовала на центральное место в будущем киновселенной Marvel. Сам же фильм с ее участием оказался проходным фем-манифестом, не выделяющимся ни интригующим сюжетом, ни актерской игрой, ни интересными персонажами.
В пандемийный 2020 год Marvel, как и всем развлекательным компаниям, пришлось туго. Многие задуманные проекты были перенесены в связи с антиковидными ограничениями, под раздачу попала и «Черная вдова» – первый фильм, целиком и полностью посвященный персонажу Скарлетт Йоханссон. Надо признать, что актриса и ее героиня давно заслуживали отдельной истории, а потому многие ждали «Черную вдову» с большими надеждами.
Наташа Романофф – супершпионка, воспитанная в Украине как настоящая машина для убийств, а уже после попавшая ко Мстителям ради искупления былых грехов, была потенциально интересным героем с демонами в прошлом и таинственной историей происхождения. Однако большинство сюжетных крючков, которые Marvel подвесила вполне осознанно ещё в прошлых фильмах с участием Вдовы, были либо проигнорированы в ее сольном фильме, либо отвратительно реализованы. Даже знаменитая история о Будапеште, о которой то и дело говорили Наташа с Бартоном во «Мстителях», не нашла достойного подтверждения в «Черной вдове».
В итоге картина оказалась абсолютно средним, обманувшим все ожидания сольным проектом Черной вдовы, который едва ли можно назвать достойным прощанием с персонажем Скарлетт Йоханссон. Единственное достоинство этой ленты – введение персонажа Белой вдовы в исполнении действительно талантливой молодой актрисы Флоренс Пью. Именно она привнесла в фильм иронию, неожиданность и надежду на более удачное продолжение.
А вы согласны, что именно эти фильмы Marvel можно назвать самыми неудачными? Свои варианты добавляйте в комментариях.
Подпишись на наш канал в Telegram