Собрали несколько атмосферных картин родом из Швеции и Дании, которые могут доставить дискомфорт даже самому искушенному зрителю.
«Ведьм» Беньямина Кристенсена нельзя назвать хоррором. Это, скорее, первый представитель так называемого фильма-эссе, появившийся за семь лет до того, как Дзига Вертов выпустил своего «Человека с киноаппаратом». И все же именно эта лента послужила вдохновителем для многих режиссеров, затрагивающих в своих фильмах тему одержимости и изгнания нечистой силы («Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина», франшиза «Заклятие» Джеймса Вана, «Шесть демонов Эмили Роуз» Скотта Дерриксона и многие другие).
Особенность «Ведьм» заключается в том, что лента смешивает в себе документальные и игровые моменты. Перемежая исторические документы с театрализованными сценами, Кристенсен таким образом представляет зрителям свои размышления на тему охоты на ведьм и утверждает, что женщины, которых обвиняли в колдовстве, на самом деле были психически больны, но в силу своей непросвещенности общество предпочитало видеть в их поведении проделки дьявола.
Фильм вышел в прокат в 1922 году и был тепло встречен в Швеции и Дании. Однако во многих других странах, в частности во Франции, Германии и США ленту раскритиковали за жесткость и откровенность некоторых сцен и разрешили к показу лишь после того, как из нее убрали все скандальные моменты.
Именно с ленты Виктора Шестрема, любимца Ингмара Бергмана, между прочим, и выросли ноги у скандинавского хоррора.
Лента рассказывает о пьянице Давиде Хольме, который в канун Нового года встречается с двумя своими приятелями на кладбище и рассказывает им легенду о призрачной повозке, забирающей душу последнего умершего в году человека. По воле случая именно Давиду суждено скончаться ровно тогда, когда стрелки пробьют на часах двенадцать. Теперь герой — новый извозчик.
Фильм снят по повести Сельмы Лагерлеф, она же принимала активное участие и в написании сценария. Бергман признавался, что любил пересматривать ленту Шестрема каждое лето, а Стэнли Кубрик позаимствовал из «Возницы» знаменитую сцену «Сияния», в которой Джек Торранс топором выламывает дверь в ванной комнате.
Возможно, самый известный на сегодняшний день современный скандинавский хоррор. Основанная на романе Йона Айвиде Линдквиста история сосредотачивается вокруг двух детей. Двенадцатилетний Оскар ежедневно подвергается издевкам одноклассников и в тайне мечтает им всем отомстить, ну а пока этого не случилось, с упоением тычет ножичком в дерево, представляя своих обидчиков. Однажды он знакомится со своей новой соседкой-ровесницей Эли, которой, кажется, холода ни по чем. Девочка может свободно разгуливать в тонком платьице по заснеженным улицам, а по ночам в тайне от всех убивать прохожих и пить их кровь.
Темп повествования у фильма неспешный, что позволяет с головой окунуться в неуютную атмосферу картины, где героям только и остается, что друг за друга бороться с внешним безумием этого мира и спокойно удалиться за горизонт.
История начинается со смерти маленькой девочки в ее день рождения. Трагедия оставляет родителей совершенно опустошенными. Спустя три года после этих событий Тобиас и Элин в попытке спасти свой брак решают отправиться на кемпинг в лес, где встречают странную троицу, будто бы сошедшую с музыкальной шкатулки их дочери. С этого момента день превращается в непрекращающийся ночной кошмар: Тобиас просыпается в одном и том же моменте только для того, чтобы в очередной раз видеть смерть жены и быть убитым самому.
Шведский режиссер Йоханнес Нюхольм использует популярный в кино прием дня сурка (временной петли) для того, чтобы поговорить о боли, которую невозможно забыть, и о том, что настоящий ужас наступает именно тогда, когда двое теряют способность коммуницировать и понимать друг друга.
Девушка из Румынии Елена устраивается домработницей в датскую семью, которая живет в отдаленном доме рядом с озером. Женщина по имени Луиза, нанявшая Елену, не может иметь детей, поэтому просит героиню стать суррогатной матерью за вознаграждение. Девушка соглашается, после чего с ней начинают происходить странные и пугающие вещи: ей снятся жуткие сны, а на теле откуда ни возьмись появляются синяки и царапины.
Для дебютного полнометражного фильма Али Аббаси проделывает впечатляющую работу. Две главные актрисы Эллен Доррит Петерсен и Козмина Стратан мастерски отыгрывают свои роли, а неспешный ритм ленты, холодные отстраненные пейзажи и партитура Мартина Диркова еще больше нагнетают и без того напряженную атмосферу.
Подпишись на наш канал в Telegram