7days.ru Полная версия сайта

Прощай, легенда: великие роли Алена Делона

Главный актер французского кино 1960-х ушел из жизни в возрасте 88 лет.

«На ярком солнце», 1960
Фото: кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

18 августа не стало Алена Делона. Великий французский актер, олицетворявший собой целую эпоху, умер в возрасте 88 лет. В течение многих десятилетий он был живой легендой кино. Его имя служило синонимом элегантности, харизмы и некой таинственности, свойственной большим актерам XX столетия. За свою долгую и практически безукоризненную карьеру, начавшуюся еще в 1950-х, Делон воплотил на экране множество ярких образов, работал с такими выдающимися режиссерами, как Лукино Висконти, Жан-Пьер Мельвиль, Микеланджело Антониони, Джозеф Лоузи. Его работы отмечены множеством наград, среди которых — «Сезар» за лучшую мужскую роль, почетные «Золотая пальмовая ветвь» Канн и «Золотой медведь» Берлина. 

Делон всегда стремился понять и показать внутренний мир своих героев, его творческий метод отличался глубоким погружением в персонажа. О знаковых ролях легенды — в нашей сегодняшней подборке. 

«На ярком солнце», 1960
Фото: кадр из фильма

В картине Рене Клемана молодой Делон исполнил роль Тома Рипли – человека-хамелеона, готового на все ради достижения своих целей. Главной задачей, стоявшей перед Делоном, еще неопытным, но пышущим талантом, было продемонстрировать внутреннюю борьбу персонажа, раздираемого жаждой успеха и страхом разоблачения. В итоге этот фильм стал одной из визитных карточек актера.

«Рокко и его братья», 1960
Фото: кадр из фильма

Важной вехой в карьере Делона стала его совместная работа с режиссером Лукино Висконти — классиком итальянского неореализма. Рокко в исполнении Алена — это мягкий и добрый человек, чьи семейные ценности и моральные принципы подвергаются жестоким испытаниям. Критики отметили, как тонко 25-летний Делон чувствует страдания своего героя, сам будто бы сопереживает ему. Но не допускает в своей игре ни тени чрезмерности и не скатывается в фарс.

«Затмение», 1962
Фото: кадр из фильма

Посчастливилось Делону поработать и с другим итальянским мэтром, а именно — с Микеланджело Антониони. «Затмение» — это история о поиске себя, отчуждении и невозможности найти подлинные чувства в современном мире. Делон в роли Пьеро, биржевого маклера, создал образ замкнутого в себе и стремящегося исключительно к материальным ценностям мужчины, страдающего при этом от эмоциональной пустоты. И этот образ стал, по сути, олицетворением (если не сказать приговором) всей эпохи. 

«Леопард», 1963
Фото: кадр из фильма

Еще одним плодом сотрудничества Делона с Висконти стала роль актера в ленте «Леопард», где Ален сыграл молодого аристократа, становящегося свидетелем и активным участником перемен, происходящих в итальянском обществе во времена Рисорджименто. Здесь герой Делона символизирует молодое поколение, готовое к изменениям, но не забывающее свои корни. Основой этого образа стала внутренняя борьба между старым, привычным и ностальгическим, и новым, пугающим, но манящим, мирами. Сам Делон отчасти находился в том же положении, постоянно балансируя между изгибами времен, в которых ему выпало жить и работать. 

«Самурай», 1967
Фото: кадр из фильма

Отметился Делон и в жанре нуара. В фильме Жана-Пьера Мельвиля Ален исполнил роль наемного убийцы — холодного, отстраненного и смертельно опасного. Критики поразились тому, с каким минимализмом и какой сдержанностью Делон отыгрывает антигероя, усиливая тем самым напряжение и трагизм истории. Сегодня «Самурай» считается эталонным примером жанра, а Делон — едва ли не идеальным воплощением «одинокого волка» на экране, уступающим, быть может, только Марлону Брандо

«Красный круг», 1970
Фото: кадр из фильма

Вновь Делон сыграл роль преступника в еще одном шедевре Мельвиля. Персонаж актера — бывший заключенный по имени Кори, который оказывается втянут в криминальный заговор. В этой картине, словно предваряющей собой все грядущее европейское кино 1970-х, мрачная атмосфера и медленный темп создают ощущение неизбежности трагедии, и Делон с его хладнокровием и внешней невозмутимостью идеально вписывается в этот мрачный мир интриг и предательств.

«Двое в городе», 1973
Фото: кадр из фильма

В драме режиссера Жозе Джованни Делон в очередной раз сыграл роль бывшего преступника, который не желает снова погрязнуть в хтони и пороке, а хочет, наоборот, начать новую жизнь после тюремного заключения. Его герой по имени Жерве сталкивается с предрассудками и несправедливостью, что приводит к трагической развязке. 

«Мсье Кляйн», 1976
Фото: кадр из фильма

В психологическом триллере Джозефа Лоузи Делон сыграл антиквара Робера Кляйна, попавшего в круговорот событий Второй мировой войны. Герой Алена оказывается в ситуации, когда его принимают за другого человека, что приводит к череде опасных и необратимых последствий. Делон, отметили эксперты, блестяще передал отчаяние и страх своего персонажа, а также его катастрофическую неспособность найти выход из сложившейся ситуации, что вызывает сочувствие вперемешку с ужасом перед неотвратимостью судьбы.

«Смерть негодяя», 1977
Фото: кадр из фильма

У постановщика Жоржа Лотнера Делон исполнил роль коварного и циничного бизнесмена по имени Ксавье Марешаль, вращающегося в высших кругах французского общества, развращенного коррупцией и политическими интригами. Делон предстал в образе человека, готового на все ради сохранения своей власти и положения. И вместе с тем этот человек противоречив и сложен. Он не попадает под однозначные трактовки и определения. В сущности, именно на таких образах Делон и специализировался, со временем научившись эталонно выдерживать на экране эту тонкую грань.

«Наша история», 1984
Фото: кадр из фильма

Фильм Бертрана Блие «Наша история» принес Делону долгожданную премию «Сезар» за лучшую мужскую роль. Его герой — депрессивный и запутавшийся в себе алкоголик по имени Роберт, в жизнь которого неожиданно приходит любовь. Ален сумел показать своего персонажа одновременно уязвимым и сильным, отчаявшимся, но хранящим в душе надежду. Примечательно, что главную французскую кинонаграду, которую Делон так долго ждал, он получил за, вероятно, самую нетипичную для себя роль, где фирменная двойственность не придает персонажу тонуса, а, скорее, низвергает его все глубже в пучину разрушительной саморефлексии.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: