Российский и мексиканский кинематографы наконец-то встретились — 23 января в прокат вышла комедийная лента «Василий», большая часть съемок которой проходила в Мехико. Ради этого фильма на одной площадке работали специалисты и актеры из обеих стран, делились опытом и узнавали, насколько разными могут быть подходы к созданию кино в Мексике и в России. Теперь и зрителям пришла пора познакомиться поближе с «cine» — проектами колоритной мексиканской киноиндустрии.
Мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту завораживает тема смерти. Некоторые работы автора, по которым любители кино его сразу узнают, посвящены именно ей: «Сука-любовь», «Вавилон» и картина с говорящим названием «21 грамм» — считается, что именно столько каждый человек теряет в весе, когда умирает. «Бьютифул» вышел после них и тоже рассказал о конце жизни, только в этот раз уже о том, как герой может к нему подготовиться.
Уксбаль, которого играет Хавьер Бардем, знает, что ему осталось недолго: ему озвучили диагноз — онкология. В такой момент сложно не оглянуться на прожитые годы и не подумать об итогах. Правда, они у него неутешительные: мужчина развелся с женой, воспитывает двоих детей, а также ведет нелегальную деятельность, о чем жалеет, но оставить этого не может. Годами Уксбаль помогал мигрантам устроиться на работу и даже давал жилье, вот только сам все время экономил и не мог обеспечить их надлежащими условиями, что приводило к непоправимым последствиям. Раскаиваясь, герой размышляет о том, что он оставит своим близким и что он может сделать сейчас, чтобы хотя бы в собственных глазах оказаться хорошим человеком.
Другой мексиканский режиссер Мишель Франко тоже имеет свою любимую тему: в фильмах он часто рассказывает истории людей, живущих с психологическими травмами. Спокойно, без «резких движений» и излишней эмоциональности автор показывает зрителю цепочку связанных событий — от проблем в детстве героя до душевных катастроф уже во взрослом возрасте.
В центре внимания Мишеля Франко часто оказываются неблагополучные семьи. Такие, как у Сильвии — после похорон мужа она осталась одна с дочерью и своей зависимостью от алкоголя, с которой решила честно и усиленно бороться. Однажды, возвращаясь домой, она заметила, как за ней шел странный человек, а наутро увидела его спящим на улице. Одновременно из жалости и страха Сильви вступила в диалог с мужчиной: оказалось, что у него деменция и он часто забывает, где находится. После этого случая героиня стала присматривать за новым знакомым, постепенно сближаясь с ним и детально рассматривая ту жизнь, которая начинается при стремительной потери памяти. Но еще интереснее то, что Сильви узнала мужчину — его лицо долгое время не выходило из ее тревожных воспоминаний о прошлом.
Этот фильм американо-мексиканского производства тоже посвящен важным социальным проблемам — классовому неравенству и образованию детей в малообеспеченных регионах. Вдохновением для ленты послужила статья, опубликованная в 2013-м году в журнале Wired под громким названием «Радикальный способ раскрыть потенциал целого поколения гениев».
По сюжету картины такой метод преподавания разработал учитель Серхио Хуарес Корреа. Грубо говоря, у него в школе было только два выбора: либо он (как и его коллеги) мирится с тем, что у их заведения худшая успеваемость во всей Мексике, и просто дает уроки для «галочки», либо он придумывает, как все изменить.
Конечно, с окружающей действительностью сложно что-либо сделать — вокруг процветают наркокартели и насилие, а в здании банально нет компьютеров и нормального ремонта. Но герой не отчаивается и решает подарить своим ученикам хотя бы надежду и веру, превращая занятия в нечто невероятное — с его помощью дети учатся мыслить, выходя за рамки, и видеть возможности за пределами неблагополучного пригорода.
В этой черно-белой драме легко заметить отсылки на «Гравитацию» и «Дитя человеческое» — над всеми перечисленными картинами работал мексиканский режиссер Альфонсо Куарон. Для него «Рома» — не просто фильм, а кинематографические мемуары, поэтому при его создании автор выступил еще и сценаристом, оператором, со-продюсером и со-монтажером.
Также Рома — район в Мехико, который изначально строился для высшего класса Мексики. Именно сюда в 1970 году приехала Клео, которую взяла на работу служанкой семья с четырьмя детьми из местного особняка. Переезд оказался лишь «верхушкой айсберга» — с него изменения в жизни девушки только начались: она забеременела от мужчины, который сразу же сбежал в другой город, а сама ее работодательница осталась без мужа и без денег. Параллельно вокруг накаляется атмосфера, люди чувствуют приближение катастрофы, которая позже будет занесена в историю, и живут в постоянном волнении. Но женщины стараются не сдаваться, помня, что они ответственны за детство маленьких героев, один из которых — сам Альфонсо Куарон, смотрящий на все одновременно глазами ребенка и взрослого.
До выхода этой ленты режиссер Алехандро Гомес Монтеверде выпустил два фильма, которые сразу привлекли внимание критиков: «Беллу» 2006-го и «Малыша» 2014-го. Уже за первую картину Служба гражданства и иммиграции США присудила Алехандро премию как «Выдающемуся американцу по выбору», то есть натурализованному гражданину Америки.
Тогда, в 2007 году, зрители отметили талант режиссера и его вклад в популяризацию латиноамериканской культуры, но вряд ли кто мог представить, что в 2023-м у Алехандро выйдет фильм, который покорит американский прокат. А ведь именно так получилось со «Звуком свободы» — тяжелая драма, основанная на реальных событиях, подняла тяжелую социальную тему о торговле детьми и привела миллионы людей в шок. Фильм рассказывает историю Тима Балларда, который в один момент понимает, что за долгие годы службы в отделе внутренней безопасности он поймал 288 преступников, но при этом не спас ни одного ребенка. Решившись все изменить, герой внедряется в подпольную сеть, в рамках которой детей продают в рабство, и пытается найти бесследно пропавшую девочку.
До того как сняться в «Радикальном», Эухенио Дербес успел пополнить свою фильмографию внушительным количеством работ, среди которых есть его главный проект — «Инструкции не прилагаются». В нем актер не просто сыграл главную роль, а также занял место режиссера и стал одним из продюсеров и сценаристов. Как итог, кропотливая работа принесла свои плоды: у ленты появились четыре ремейка, в том числе и франко-британский «2+1».
У фильма есть особое «магическое» свойство — всего за два часа он напоминает родителям о том, какие чудеса происходят с ними благодаря детям, в то время как у главного героя на осознание этого ушло целых шесть лет. Отсчет начался неожиданно: однажды к нему пришла девушка, протянула в руки младенца, которого назвала его дочерью, и уехала в неизвестном направлении. Отойдя от шока, Валентин понял, что случилось, и начал поиски бывшей девушки, однако они не дали результатов. Шли годы, мужчина принял роль отца и стал ответственным человеком, который ради дочери Мэгги даже сменил работу. Девочка заменила ему лучшего друга, и они вместе жили счастливо, пока в один день не вернулась мама Мэгги.
Алонсо Руиспаласиоса отечественный зритель может знать по одному из проектов франшизы «Звездных войн» — сериалу «Андор», в котором мексиканец выступил в качестве одного из режиссеров. Вообще, сериальный формат понравился кинематографисту еще давно, но его полнометражные ленты заслуживают отдельного внимания.
«Мексиканская полиция» — как раз один из таких фильмов Алонсо. В нем режиссер объединил сразу несколько жанров, среди которых особенно заметны боевик и документальное кино, контрастирующие друг с другом. Зарисовки будней мексиканских полицейских чередуются с рассказом о том, как создавался этот же фильм, актеры «ломают четвертую стену» и стирают границу между собой и своими персонажами. Кажется, что на экране происходит хаос, но от него почти невозможно оторвать глаз, ведь поиск отличий между реальным и вымышленным невероятно затягивает.
Подпишись на наш канал в Telegram