7days.ru Полная версия сайта

4 ошибки, которые совершают родители во время карантина

Эксперт рассказывает, как продуктивно заниматься дома с детьми.

Фото: LEGION-MEDIA
Читать на сайте 7days.ru

Эпидемия коронавируса оставила детей без школы. А это значит, что на горизонте появляется множество соблазнов — сериалы, компьютерные игры, соцсети и т.д. Дистанционное обучение зачастую ограничивается просто ссылками на электронные уроки по новой теме без контроля их выполнения. Что делать родителям в такой ситуации, и на какие грабли лучше не наступать, чтобы ребенок не обленился или не возненавидел учебу, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advanceи автор книги «Энциклопедия детской мотивации» Николай Ягодкин

Большинство детей и так не вылезает из гаджетов, поэтому предоставлять им неограниченный доступ неразумно. Если ограничения еще не введены, то воспользуйтесь предлогом коронавируса и сделайте это. В крайности впадать тоже не надо — конфискация гаджетов будет воспринята объявлением войны, и дальнейшие переговоры на тему обучения обречены на провал. Но поскольку освобождается куча школьного времени, заключите с ребенком договор. Его общая идея: «Ты делаешь что-то и за это получаешь что-то».  

Помните: ребенок не обязан учиться и нагонять школьную программу. Например, если дети хотят сидеть в гаджете больше, чем обычно, предложите им позаниматься 15 минут и получить 30 минут игры в приставку. Выполнять обещанное — непреложный закон. Договор должен быть выгодным для обеих сторон. Ребенок отнесется к нему более серьезно, если вы зафиксируете договоренности письменно. 

Во-первых, заставлять, в принципе, бесполезно — вам придется «сидеть над душой». Во-вторых, даже если вы заставите, сила действия равна силе противодействия (по третьему закону Ньютона). Это значит, что ребенок потом будет воспринимать учебу еще более негативно. Только представьте: по статистике, после 25 лет систематически идобровольно учатся только 2% населения России. А учиться вашим детям придется всегда. В-третьих, много детей просто не умеют учиться, у них нет нужного инструментария и нужных навыков, зато есть очень много негатива к предметам (потому что они его не понимают). К этому приводят неготовность психических процессов (память, внимание, логика и т.д.) и пробелы в предыдущем материале. Ни то, ни другое изучением предмета вы быстро не исправите, если опытный преподаватель за сотни часов этого еще не сделал. 

Фото: LEGION-MEDIA

Вместо того, чтобы тыкать в лицо учебниками биологии и физики, поступите хитрее. Обратитесь к тому, против чего ребенок еще не успел настроиться. Конечно, это может быть и его любимый предмет, но лучше потренировать навыки обучения и психические процессы. Вспомните о гаджетах, ведь сейчас там столько всяких интеллектуальных игр и тренажеров по вниманию (например, таблицы Шульте, тест Струпа). Это полезно и может быть весело. Устройте соревнование: кто лучше справится с заданием, получит накусок пиццы или конфету больше (или по 5 минут игры на компьютере за каждый выигрыш). 

Также мы в Advance всем рекомендуем устный счет и работу с карточками. О том, как это реализовать, читайте в этой статье. Не забывайте про YouTube. Там столько всего полезного для школьников! Есть много каналов, которые показывают интересные опыты, рассказывают о животных, физических явлениях, химических элементах. 

Желательно не просто посмотреть, а сделать майнд-карту или пересказать вам и ответить на вопросы. Активное воспроизведение — залог понимания и запоминания надолго. То же самое можно делать с чтением (прочитал параграф — пересказал). А вам, в свою очередь, должно быть жутко интересно узнать все о строении кишечнополостных и сферах использования вольфрама. Не заставляйте ребенка «отрабатывать» все школьное время.

Очень важно, чтобы занятия проходили, когда ребенок на подъеме. Все задания должны длиться минуту-две (не больше). Суть в том, чтобы тренировать психический процесс навысочайшей скорости и заканчивать до того, как ребенок устанет (замедлится, отвлечется, будет «тормозить»). Дошли до максимума? Прервитесь и смените задание (например, минута на счет, две минуты на чтение). Заниматься 45 минут математикой или русским языком не нужно. Лучше устройте соревнование: кто решит больше примеров за минуту, или кто прочитает текст быстрее. Если какое-то задание не получается, то переходите к следующему. 

Если вы работаете с высокой интенсивностью, огромную пользу принесут набранные суммарно 30 минут тренировок в день. Можно начинать вообще с 5-10 минут. Лучше он будет заниматься короткими забегами (15 минут с удовольствием), чем час без удовольствия. 

Николай Ягодкин
Фото: Пресс-служба

Придумайте целую систему. Собирайте монетки, улыбочки, баллы и т.д. Набрал 10 баллов — получил дополнительный час любимого сериала. Баллы можно копить на пиццу, мороженое или что-то покрупнее (например, самокат). Каждое упражнение — это 1-2-3 балла (зависит от длительности, сложности и результата). Договоритесь, что в день необходимо набрать 10 баллов, а все остальное награждается сверх этого. Ребенок и сам захочет заниматься: это что-то новое, веселое, выгодное и быстрое (не нужно заниматься по пол дня). 

Скажите: «Заниматься будем час, а чем — выбирай сам». Пусть он решает: либо самостоятельно учиться по учебнику и пересказывать вам, либо вместе заниматься разными веселыми упражнениями. Скорее всего, дети выберут что-то более простое и интересное. В любом случае, любой выбор — это ответственность. Предоставьте выбор — и вы покажете, что относитесь к ребенку, как к серьезному и ответственному человеку. Ваша задача не убить мотивацию к чему-то новому. У детей и так на большинство областей знаний устойчивый рвотный рефлекс. Поэтому избегайте вышеперечисленных ошибок, и карантин окажется для школьника не деградацией, а продуктивным временемдля развития и реанимации мотивации.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: