7days.ru Полная версия сайта

Альбина Мухаметзянова: «Мир меняется, и дети — первые, кто на это реагирует»

«В СССР государство финансировало создание анимации, и мастера думали только о творчестве. А нам...

Альбина Мухаметзянова
Фото: Пресс-служба «ЯРКО»
Читать на сайте 7days.ru
«Научить детей общаться очень важно. Ведь с этим у них сейчас большая проблема. Я сама, как мама двух детей (у меня дочке 10, сыну 6 лет), с таким сталкиваюсь»
Фото: Пресс-служба «ЯРКО»

«В СССР государство финансировало создание анимации, и мастера думали только о творчестве. А нам надо думать еще и о рынке — как продать то, что мы сделали. Общее с советской анимацией у нас то, что мы первыми работаем с малышами, закладывая в их души важнейшие понятия о добре и справедливости», — рассказывает гендиректор анимационной компании «ЯРКО» Альбина Мухаметзянова.

— Альбина, компания «ЯРКО» молодая — в мае ей исполнится два года. Но выпускаемые ею мультсериалы уже успели стать популярными.

— Вы правы! После показа всего шести выпусков сериала «Дракошия» мы заняли в отраслевом рейтинге второе место, опередив бренды, которые работают десятилетиями! Для нас это был фантастический успех, подтверждение того, что «ЯРКО» движется в правильном направлении: наши персонажи полюбились детям и их ­родителям.

— Легко придумать мультгероя?

— Анимация — это вообще дорого и сложно. Если говорить только о рисовании, то пять минут анимации создает команда из двадцати человек четыре месяца. А начинается все с идеи, которую мы очень тщательно рассматриваем, ведь далеко не всякую историю можно превратить в мультик. Когда идея утверждена, к работе приступает креативная команда. И только потом подключаются художники. Они рисуют образы, учитывая и стиль анимации — 2D или 3D, и бюджет, и возраст зрителей, создают десятки вариантов героя. Из множества набросков выбирается один, который начинает прорабатываться в цвете, мы персонажа крутим — прикидываем, насколько удачно он смотрится в фас и в профиль. Потом пробуем эмоции — смотрим, как лицо героя поведет себя при произношении разных звуков. Обдумываем, будет ли меняться одежда, какие у персонажа будут любимые девайсы. И так с каждым героем, причем в процессе многое меняется, переделывается. В среднем разработка проекта идет полгода, пилот тоже готовим полгода (но следующие серии идут уже намного быстрей — мы «выходим на конвейер»).

— У вас уже внушительный список мультпроектов, рассчитанных на самый разный возраст...

— Мы сразу решили быть мультибрендовой компанией — фабрикой разнообразных анимационных сериалов. Большой пул проектов позволяет работать с разновозрастной аудиторией, дает гораздо больше опыта.

Наш флагманский сериал «Драко­шия» — для малышей 3—5 лет. Мы вдохновились мультпроектом Олега Роя «Дракоша Тоша» и стали его развивать. Ведь драконы наряду с динозаврами, кошечками и собачками — это то, что всегда интересно детям. И мы создали целую вселенную симпатичных дракош.

У сериала «Команда МАТЧ» возрастная аудитория — от 5 до 9, но другая история появления. Я работаю в анимации с 2006 года и не знаю ни одного анимационного бренда про спорт, не считая советского мультика «Шайбу! Шайбу!». Хотя многие родители ведут детей в секции чуть ли не с трех лет. Вот мне и захотелось сделать спортивный мультсериал. В «Команде МАТЧ» разными видами спорта занимаются не люди, а животные. Причем мы не агитируем за профессиональный спорт, а показываем детям, что любая физкультура — это здорово. И даже неповоротливый бегемотик может попробовать себя в гимнастике! Когда сериал показал «Матч ТВ», некоторые удивлялись: мол, это же канал скорее для пап, любителей футбола и хоккея! Но разве плохо, когда отец наблюдает за каким-то чемпионатом, а потом переключит свое внимание и вместе с ребенком посмотрит серию мультика «Команда МАТЧ», обсудит с малышом увиденное. А в идеале после этого пойдет с ребенком на каток или в бассейн.

«Я всегда за семейное времяпрепровождение, чтобы мамы и папы смотрели мультфильмы вместе с детьми»
Фото: Пресс-служба «ЯРКО»

Комедийный ситком «Улетная доставка» — для детей 5—7 лет. Он у нас визуально задорный и даже дерзкий! Тему подсказали новые реалии, когда из-за пандемии в нашу жизнь очень плотно вошла доставка (хотя на самом деле курьерами, доставляющими детям подарки и позитивные эмоции, можно считать и Деда Мороза, и почтальона Печкина). Доставку у нас осуществляют тучки. И доставляют они не товары, а нечто более сложное. Например, музыкальное удовольствие или шутку. Мы показываем детям, что за каждым удовольствием стоит большой труд.

Кроме детских сериалов «ЯРКО» выпустила два социальных проекта. Они вышли в год 350-летия Петра I и посвящены этой исторической фигуре. «Мифы о Петре» шли на федеральных каналах. В конце каждой короткой истории из жизни первого российского императора дается ответ на вопрос — факт это или легенда? Правда ли, что Петр Великий привез в Россию картошку? Действительно ли он ввел новый календарь? Мы хотели, чтобы эти ролики пробудили в детях интерес к истории, а родителей сподвигли вместе с ребенком почитать историческую книжку или сходить в музей.

Еще один познавательный сборник коротких историй — «Лесенка знаний: мастерство», который мы сделали вместе с RUTUBE, — рассказывает про ремесла Петровской эпохи. Ведь император не стыдился работать руками, освоил очень много профессий, от каменщика и плотника до цирюльника. Потом учителя нам говорили: «Вы наши помощники! Догадались кратко и визуально ярко показать детям очень важный материал». Теперь думаем над продолжением, ищем интересную тему.

— А бывают мальчишечьи и девчоночьи мультфильмы?

— Конечно! Например, наш «Живой гараж» — сериал для мальчиков. В нем парнишка в гараже находит волшебную перчатку: когда он ее надевает, все вокруг оживает. А «Шушумагия» — наш девчачий проект.

— Что это такое — шушумагия?

— Со второй частью названия — магией — все понятно. А шуши — это сказочные существа, живущие в лесу. Их обнаруживают девочки, которые приехали на отдых в детский эколагерь. Каждая героиня начинает заботиться о своей шуше, примеряя на себя роль мамы. И «Живой гараж», и «Шушумагия» выйдут в эфир в этом году.

— А есть среди ваших проектов что-то для самых маленьких?

— Для малышей от нуля до двух осенью запланирована премьера сериала «Тикабо». Его герои тикабо — фантазийные персонажи, которые прилетают в детскую комнату, обнаруживают какой-то предмет и затем рассказывают о нем ребенку. Такое вот знакомство крохи с окружающим миром.

«В сериале «Команда МАТЧ» разными видами спорта занимаются не люди, а животные. Причем мы не агитируем за профессиональный спорт, а показываем детям, что любая физкультура — это здорово»
Фото: Пресс-служба «ЯРКО»

— Интересно, как точно вы определяете возраст зрителей, для которых снимаете сериал...

— Дети меняются очень быстро. «Обычный» фильм снимается и для 30-летних, и для 40-летних. А мультики для трехлетки и для первоклашки должны быть разные. У малыша мир ограничен родителями. Ребенок от 2 до 4 лет обычно ходит в садик, и у него уже появляются сверстники. Для детей 5—7 лет вопросы социального взаимодействия становятся еще актуальнее. И научить детей общаться очень важно. Ведь с этим у них сейчас большая проблема. Я сама, как мама двух детей (у меня дочке 10, сыну 6 лет), с таким сталкиваюсь. Наши мультики показывают ребятам, как надо общаться, чтобы добиваться своих целей.

А еще у нас есть такая категория зрителей, как... родители. Я всегда за семейное времяпрепровождение, чтобы мамы и папы смотрели мультфильмы вместе с детьми. Но для этого нужно сделать такой проект, чтобы и родителю было интересно, и ребенку.

— У современных детей выработалось особое, «клиповое» сознание...

— Да, сейчас ребенок привык к быстрой смене событий на экране. Киносказку «Морозко» большинство нынешних детей вряд ли посмотрит дольше пяти минут. Повествование для них слишком медленное, краски блекловатые. Сейчас режиссура должна быть динамичной, картинка — очень яркой. Мир меняется, и дети — первые, кто на это реагирует.

— В нашей стране у мультипликации долгие традиции. Чем отличается работа мастеров анимации в советское время и сейчас?

— В СССР у мультипликаторов были совсем другие условия. Государство финансировало создание анимации, и мастера думали только о творчестве. А нам надо думать еще и о рынке — как продать то, что мы сделали. Общее с советской анимацией у нас то, что мы тоже взращиваем новые поколения. По-прежнему первыми работаем с малышами, закладывая в их души важнейшие понятия о добре, справедливости, любви, помощи тем, кто слабее. Но сильно изменился подход к содержанию мультиков. Сегодня в этой сфере действуют очень жесткие законы. Так, нельзя показывать курящего персонажа — даже во взрослом кино, не то что в детском. Поэтому кадры из «Ну, погоди!», когда Волк затягивается папиросой, сейчас просто немыслимы. А история дяди Федора?!

— Что в ней такого страшного?

— То, что ребенок в первой же серии уходит от родителей! Это уже не сценарий для мультсериала, а повод для обращения в органы опеки... Сейчас нельзя показывать все то вредное, что дети могут повторить. Если герой на экране выйдет на крышу, а потом это повторит какой-нибудь малыш, виноваты будут создатели мультика. И телеканал не возьмет такой контент для показа. Ребенок в мультфильме не может готовить на газовой плите — рядом с ним должны быть родители, или он должен воспользоваться СВЧ. Если едет на велосипеде, на нем должен быть шлем. Все опасные вещи в мультиках ребенок теперь может совершать только в своих фантазиях. Или их «отдают» герою, с которым ребенок никак не будет себя ассоциировать. Например, дракончику.

«Сейчас ребенок привык к быстрой смене событий на экране. Сегодня режиссура должна быть динамичной, картинка — очень яркой»
Фото: Пресс-служба «ЯРКО»

Сейчас общество вообще возлагает повышенную ответственность на всех, кто занимается воспитанием детей, и в первую очередь на мам. Такая эпоха гиперопеки детей. И это все влияет на содержание анимации. Поэтому мы пытаемся маневрировать, чтобы и букве закона соответствовать, и соз­дать увлекательный контент.

— Альбина, вы начали создавать компанию с нуля...

— Да, два года назад в «ЯРКО» работало 11 сотрудников, а сейчас — 100!

— Причем в трудное время — разгар карантина...

— А мне кажется, что аниматоры втайне мечтали о подобной ситуации — когда можно работать удаленно. В нашем деле люди могут находиться даже в разных городах и при этом вместе создавать прекрасный продукт. Так вот, благодаря пандемии многие анимационные студии даже увеличили выпуск контента! Кстати, раньше у нашей отрасли не было своего профессио­нального праздника. Но в прошлом году Владимир Владимирович Путин подписал указ об учреждении Дня российской анимации. И скоро, 8 апреля, мы впервые его отметим.

— У вашей компании не совсем обычное название.

— Оно абсолютно наше, очень короткое, точное и емкое. «ЯРКО» — это яркие эмоции, яркие моменты, яркое детство. Кстати, уже после того, как мы его утвердили, мне сказали, что имя Альбина в переводе с татарского означает не только светлая (об этом я знала), но и яркая! Вот так все сошлось. Когда занялась «ЯРКО», даже стала гораздо ярче одеваться!

— Какие у вас сейчас планы?

— Их много. Хочу сделать анимационный мюзикл — в России их пока нет. Если же выразить мечты в цифрах, то хотим производить по 900 минут анимации в год — столько делают крупные, «старые» студии. Пока мы выпустили 460 минут за два года. Это уже много, но хотим больше. Мы нацелены каждый свой проект выводить в топы. Вот такие мы амбициозные!

Подпишись на наш канал в Telegram