В повседневной жизни мы часто говорим: «Я в полной фрустрации!», имея в виду, что нас что-то разозлило, разочаровало, вывело из себя. Но что такое фрустрация на самом деле?
Фрустрация — это состояние неопределенности, в котором ответа на вопрос «Что мне делать?» еще нет. Это переход из точки А в точку Б, наполненный разными и часто противоречивыми чувствами. В психологии фрустрация — не просто синоним досады или непонимания, а ключевой механизм, который во многом определяет, кем мы становимся.
Психолог и психоаналитик Екатерина Лукашкина объяснила, что такое фрустрация и что с ней делать.
Фрустрация — не враг, а строгий, но мудрый учитель. Это цена, которую человек платит за выход из детской иллюзии всемогущества в реальный, сложный, но полный возможностей мир. Личность формируется не в моменты легкого удовлетворения, а в напряженных разрывах между желанием и его реализацией. Проживая их, человек обретает не только разочарование, но и силу, зрелость и понимание самого себя.
Представьте ребенка, который тянется к яркой конфете, но мать убирает ее подальше, не объясняя почему. Или когда мать обещает дать конфету после обеда, но не сдерживает обещание. Что происходит с ребенком? Он злится и не понимает, в чем дело, начинает плакать и требовать — это реакция на недостижение желаемого. Или представьте взрослого, стремящегося к карьерному росту, но раз за разом не получающего желаемую должность. Это и есть ситуации, в которых человек переживает состояние фрустрации.
Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание») — это психологическое состояние, возникающее, когда целенаправленное желание, потребность или влечение наталкиваются на непреодолимое или труднопреодолимое препятствие. Простыми словами — это мучительный разрыв между «хочу» и «не могу».
Чувства, переживаемые в состоянии фрустрации, — раздражение, разочарование, ощущение бессилия, усталости, сильного напряжения. Тем не менее, фрустрация является двигателем развития: именно в сложных ситуациях часто приходит решение, и человек эволюционирует.
Возьмем мать, играющую с ребенком. Она говорит: «Попробуй теперь сам». Ребенок пытается, нервничает, у него не получается, например, собрать кубик Рубика. Через какое-то время мать приходит на помощь. Со временем родитель дозированно вносит фрустрацию, и ребенок учится преодолевать ее. Он понимает, что нужно пытаться, и решение придет. Он сможет собрать кубик самостоятельно — и этот положительный опыт становится внутренней опорой, которую человек несёт дальше в жизнь.
Теперь представим младенца, который плачет. Он голоден или напуган, ему нужны руки матери и объятия. Но мать не торопится — у неё нет возможности, или ей самой требуется помощь. Возможно, она в послеродовой депрессии и не чувствует желания подходить к ребенку. Проходит время — час, два. Ребенок плачет. Что с ним происходит? Он в ужасе: не получает еды, воды, тепла, абсолютно беспомощен.
Что интроецирует в себя ребенок? Мир небезопасен. Базовые потребности не закрыты. Чтобы получить желаемое, нужно жадно требовать — или уходить в спячку. Так формируется будущий взрослый, который не способен переносить фрустрацию.
Главная задача — не избегать фрустрации (это невозможно), ведь она — неотъемлемая часть психики человека. Важно научиться её выдерживать и символизировать, то есть находить для неудовлетворённого желания слова, оформлять чувства, понимать, что именно разозлило или разочаровало, находить творческое выражение, социально приемлемые формы реализации.
1. Осознать свое желание.
Спросить себя: «Чего я на самом деле хочу?». Часто за раздражением или досадой скрывается конкретная неудовлетворенная потребность — в признании, уважении, близости, автономии.
2. Принять ограничения.
Мир не вращается вокруг человеческих желаний. Признание этого факта — болезненный, но освобождающий шаг. Это и есть переход к принципу реальности.
3. Искать конструктивные пути.
Если один путь закрыт, найти другой, где можно реализовать стремление. Фрустрация в карьере может стать толчком к открытию собственного дела, а в личных отношениях — стимулом к работе над собой и поиску новых кругов общения.
Один из самых частых источников фрустрации у пациентов — манера поведения психоаналитика. В отличие от дружеской беседы, где человека поддерживают репликами, кивают и делятся опытом, психоаналитик сохраняет нейтральность. Он использует технику «свободных ассоциаций», предлагая пациенту говорить все, что приходит в голову, без цензуры. При этом сам он говорит немного.
Эта позиция — не проявление холодности, а сознательно создаваемая «оптимальная фрустрация». Почему это необходимо?
Таким образом, аналитик своими «правилами игры» целенаправленно фрустрирует инфантильное желание пациента найти всемогущего спасителя. Он помогает превратить позицию страдающего — «Сделайте со мной что-нибудь!» — в активную: человека, который исследует самого себя и берет ответственность за свои желания и выбор.
Сегодня человек живет в противоречивое время. С одной стороны, потребительская культура кричит: «Все можно! Ни в чем себе не отказывай!». С другой — это порождает новый вид фрустрации. Когда нет внешних запретов, человек остаётся один на один со своими желаниями, которые часто не имеют формы. Ему сложно понять, чего он хочет и почему, получив желаемое, чувствует лишь разочарование.
Социальные сети — идеальный генератор фрустрации. Мы видим бесконечные образы «идеальной» жизни, которая недоступна, — и это создает постоянный фон неудовлетворенности. Отсюда эпидемия тревоги, апатии и депрессии — состояний, когда желание есть, но оно рассеяно, не имеет цели и направления.
Подпишись на наш канал в Telegram