7days.ru Полная версия сайта

Как использовать карточки  для освоения школьных предметов

Эксперт рассказывает, как эффективно запоминать новую информацию.

Читать на стайте 7days.ru

Современный мир предлагает все больше техник эффективного обучения для школьников. Один из незаменимых инструментов — карточки. Они помогают правильно выделять главное, а также структурировать, запоминать, повторять и держать в памяти различную информацию. О том, как грамотно ими пользоваться, с нами поделился основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин. 

«Когда я готовился к истории в вузе, первым делом взялся не за конспекты и монографии, а за историю в таблицах и схемах. Я написал отдельные карточки по каждому правителю, по каждой войне, по важнейшим битвам, реформам и событиям. Например, на одной стороне было написано — Александр III, а на другой — самые основные пункты внутренней политики (слева), а внешней политики (справа) и линия, показывающая основные события во время правления, в том числе, кто предшественник и последователь (внизу).  

Зачем это нужно?

На самом деле, информация не однородна. В любом предмете есть некая база — основные понятия (формулы, термины, факты, определения, классификации, константы). Если мы не знаем основ какой бы то ни было науки, не можем решать задачи, понимать тексты, выполнить упражнения и т.д. У большинства детей как раз в этом и проблема. Не надо читать все учебники подряд, нужно просто знать базовую информацию. Без этого нельзя достичь углубленного понимания предмета и заинтересоваться по-настоящему. 

Основные термины и определения в большинстве предметов уложатся в плюс-минус 100 карточек. Например, всю геометрию можно уместить в 100-150 карточек, алгебру за все классы — в 100 карточек, физику и историю менее, чем в 100 карточек. Зато взяв эти карточки и повторив, ребенок сможет за две минуты восстановить основные факты по предмету. После он сможет легко читать учебник и держать в памяти этот объем информации.

Как делать карточки по разным предметам?

Основные правила работы с карточками: 

  • Карточка двухсторонняя — на одной стороне кратко пишите «ключ», по которому воспроизводится сама информация (которую вы пишете на обратной стороне); 
  • Используйте как можно больше цветов, схем, майнд-карт, стрелок, картинок и как можно меньше слов (заменяйте их картинками, пиктограммами, значками); 
  • Для карточек одного типа используйте единую систему (как описано выше по истории — каждый тип информации в своем углу карточки). 

Очень важно: используйте яркие цветные ручки и текстовыделители и старайтесь задействовать меньше слов, но больше схем и символов, таким образом сокращая и кодируя информацию. Впоследствии у ребенка появится словарь символов по каждому предмету, понятный только ему. Он сможет быстро кодировать информацию и молниеносно конспектировать без потери содержания. Это очень пригодится в вузе. Пользуйтесь приемом майнд-карт (на карточках они получатся небольшими, зато информативными).  

Что можно учить на карточках: 

  • В алгебре — термины и понятия, функции и виды графиков, формулы и константы,алгоритмы решения и типы задач/уравнений, математический язык.
  • В геометрии — понятия и определения, теоремы и формулы, фигуры и их свойства.
  • В английском — слова, правила, грамматические темы и конструкции.
  • В истории — даты и основную информацию о правителях и личностях, войнах и битвах, событиях и изобретениях, периодах и целых эпохах.
  • В русском языке — обозначения, правила, исключения.
  • Во всех предметах — термины с определениями, классификации, основные законы и закономерности, факты и формулы, значения и константы.  

Как научиться работать с карточками?

В работе с карточками важно освоить два инструмента:

1. Загрузка/дозагрузка — доведение скорости повторений до максимальной на данный момент (это делается активным повторением блоков по 5 карточек).

2. Воронка — распределение массива карточек на две стопки: «хорошо помню и быстро воспроизвожу» и «хуже помню или не помню совсем». Далее с обеими стопками нужно работать по алгоритму загрузки/дозагрузки. Об этом, а также, как повторять карточки в целом, мы очень подробно написали в статье на примере таблицы умножения

Одна из ключевых функций работы с карточками — быстрое повторение информации:

  • Нужно довести этот процесс до максимальной скорости, до автоматического воспроизведения (когда карточка повторяется за пол или треть секунды). 
  • Когда скорость повторений перестанет расти, нужно в течение семи дней удерживать эту скорость, увеличивая временные промежутки между повторениями, но так, чтобы скорость не падала. 
  • Потом можно переходить на пассивное повторение (когда ребенок смотрит на карточки, которые хорошо знает и не проговаривает). Так, он сможет повторить все 100 карточек по предмету за минуту.  Ему хватит доли секунды,чтобы понять, что он все помнит, и перейти к следующей карточке. Пассивное повторение по скорости больше похоже на поиск или просмотр информации.

Таким образом, записав информацию единожды, ребенок сможет возвращаться к ней в любое время, повторять перед важными контрольными или новыми сложными темами,сокращая в разы время подготовки и стресс. Вся научная база, которую образованный человек должен запомнить в школе и знать в дальнейшем, реально будет в голове ребенка».

Присоединитесь к обсуждению этого материала на нашем сайте.