7days.ru Полная версия сайта

Как изучать математику

Принципы и современные хитрости изучения математики.

Фото: LEGION-MEDIA
Читать на сайте 7days.ru

Математика — навыковый предмет, поэтому результат зависит не столько от знаний, сколько от их применения. Она развивает абстрактное мышление и логику, а также основа всех точных наук и обязательный экзамен в школе. Как ни крути, математика важна для всех. Это один из главных и самых объемных предметов, который идет нон-стопом с 1 по 11 класс. О принципах и современных хитростях изучения математики расскажет основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.

Как ни парадоксально, чтобы чему-то научиться («поставить» навык, добиться успехов в спорте), нужно делать. Но не просто делать, а делать много и очень быстро, в итоге доведя до автоматизма. Однако в отличие от спорта, в интеллектуальной подготовке усталость — это не плюс.

Научите ребенка решать примеры маленькими забегами на очень высокой скорости, а как только он начал уставать или делать ошибки, пусть срочно меняет деятельность. При такой тренировке он сможет решать примеры быстрее, а его математические марш-броски станут длиннее. Например, когда я был репетитором, мои ученики за одно занятие «делали» от 200 до 600 примеров по математике.

Помните: мы тренируем голову, а не руку. Чистописание закончилось в начальной школе, однако переписывание все еще занимает 90% времени на уроке. Ребенок за секунду угадывает тип примера и 15 секунд переписывает его. За секунду он понимает, что нужно раскрыть скобки, и... переписывает (а нужно максимально решать устно).

Конечно, в школе требуют — значит ребенок все запишет, но в уме решит в 10 раз больше. Для этого пусть делает пометки в задачнике/учебнике — пишет ответ карандашом, если можно, а если нет — кладет рядом лист и записывает на нем ответ, не переписывая пример.

 Это непреложный закон. Сначала нужно довести до автоматизма текущий уровень, а только потом идти дальше. Если следующий уровень получается медленнее, значит не доработан предыдущий! Не тешьте себя иллюзиями, что это все из-за сложности задачи — задания любой сложности должны решаться быстро.

Часто получается, что при сложном материале внимание тратится на более простые вещи — на переписывание, на вспоминание формул, на сам счет, на промежуточные вычисления, которые не автоматизированы на прошлом этапе. 

Устный счет очень полезное упражнение, которое приучает делать любые задачи устно (сначала мы считаем 5+7, потом 45+38 потом слагаемых/множителей уже 3 или 4 и т.д.). Мы развиваем оперативную память, делая минимальное количество пометок, а также устный счет приучает нас решать быстро и много. На нем ставится и скорость, выносливость, и тренируются психические процессы.

Учить формулы, термины, теорию удобно по карточкам. Это отличный инструмент, позволяющий запоминать любую фактическую информацию: иностранные слова, химические элементы, даты истории. О том, как учить таблицу умножения, я уже рассказывал в этой статье. Чтобы было проще, используйте разноцветные текстовыделители. Так мозг будет лучше ориентироваться в потоке информации. 

Ребенку понадобится очень много заданий (не 10-15 из учебника, а сотни). Берите задачники, выделяйте нужную сложность, и ребенок научится очень быстро решать все варианты. Этот способ подходит для подготовки к ЕГЭ (часть С). Не распыляйтесь на множество задач.

То, что уже отработано, тренировать не надо. Цель сложного задания — свести решение к простой задаче — уже отработанному уровню. Например, сложное уравнение нужно свести к квадратному уравнению, которое отработали на предыдущем уровне. При этом решать его до конца не надо!

Фото: LEGION-MEDIA

 Для начала «разгонитесь» на устном счете 5 минут (используйте разные действия — сложение, умножение, деление, вычитание). Дальше — летучка на повторение (для этого «возьмите» задания из всех тем пройденной школьной программы и пусть ребенок решает их 5-10 минут). Я обычно давал 100 заданий на 10 минут, и многие справлялись (это 6 секунд на задание по всем темам математики).

Вы получаете 100% гарантию того, что ребенок закрепляет и потом помнит все темы. Далее пусть ребенок повторит карточки с теорией и формулами (обычно 1 минута), а потом — сотнями решает задачи устно (200-300-500 штук). Все это решается маленькими «забегами», меняясь то теорией, то отдыхом. Закончить занятие нужно знакомством с новой темой (при этом углубляться не нужно).

Пусть ребенок сделает карточки и выучит их до следующего занятия. На урок он придет не «нулевым», а будет знать формулы и тему частично. Потом быстро «пройдитесь» по теории — вот теперь ребенок достроил картину и все понимает. Таким образом, я рекомендую параллельно вести много тем (от 2 до 5). 

Меняйте режим каждые 1-3 минуты: теория, формулы, устный счет, летучка, сложные примеры, другая тема и т.д. Формулы учите заранее. В школе приучают учить их при тренировке решения — и это неправильно. Тренироваться надо, уже зная формулы.

Наращивайте интенсивность самих «забегов», длительность занятий и количество решенных примеров постепенно — все, как в спорте (начинаем с 1 отжимания, заканчиваем 30). Не на первом занятии я добиваюсь, чтоб дети делали по 500 примеров и больше.

Разумеется, мы начинаем с 100-200 простых, а потом и без разгона устным счетом легко решаем по 500. Пусть ребенок устно прорешивает то, что уже прорешал (со сложными примерами это обязательно). Если вдруг падает скорость — остановитесь (а лучше успеть до этого момента).

В следующий раз делайте «забег» меньше по времени, потому что лучше сделать 10  раз по 2 минуты, чем 2 раза по 3 минуты. Если несколько секунд ребенок смотрит на пример и не знает, как его решить — пусть поставит точку и пропустит. Наша задача — наращивать скорость, а не упираться рогом, как известное парнокопытное.

Если во время второго прохода (медленнее) ребенок все равно не может решить пример, пусть выделит его маркером и спросит у учителя. На экзамене работает тот же самый алгоритм: пробегаем глазами (смотрим, что решается, что нет). Затем решаем самое простое, а что не решилось в первый проход, решаем во второй.

В оставшееся время нужно переписать работу на чистовик и решать сложные задачи (когда все уже переписано). Если что-то идет сложно, медленно и непонятно, то нужно вернуться на этап назад (к более простым задачам по этой теме).

Подпишись на наш канал в Telegram