7days.ru Полная версия сайта

Как настроить ребенка на учебу после летних каникул

Вероника Васант, Матвей Семенов и Виктор Хориняк в сериале «Родком»
Фото: СТС
Читать на сайте 7days.ru

Сериал «Родком» попадает точно в нерв всем родителям детей школьного возраста, дает возможность взглянуть на себя со стороны и посмеяться над знакомыми ситуациями. И напоминает: самое важное — проводить с детьми как можно больше времени, знать о том, чем они занимаются, что любят, что наполняет их силой и энергией. Не давить, а поддерживать, давать возможность самим думать, аргументировать и делать выбор.

Лето с его беззаботным весельем закончилось, наступили трудовые школьные будни, но учиться совсем не хочется. Как войти в режим без стресса и не перегрузить детей дополнительными занятиями, рассказывает кандидат психологических наук, клинический психолог и семейный психотерапевт Анита Дмитриева.

— Каникулы закончились, у школьников началась учеба. И в первую неделю многие столкнулись с проблемами: трудно войти в рабочий режим, нет мотивации к учебе… Как помочь ребенку?

— Действительно, трудно войти в рабочий режим после каникул. Надо рано вставать, жить по графику, выполнять требования педагогов. В общем, постоянно напрягаться. После расслабленного летнего существования первые две-три недели обучения считаются острым кризисным периодом у детей. У них могут появиться страх, тревога, раздражительность. В это время родителям важно сохранять спокойствие, подтверждать, что необходимость прилагать усилия действительно может вызвать неприятные эмоции, предлагать обсуждать, что именно не нравится и беспокоит. И транслировать ребенку позитивный рабочий настрой и веру в то, что трудности преодолимы. Нужно помнить, что дети очень тонко чувствуют наше настроение. 

Когда ребенок расслаблен и эмоционально стабилен, ему гораздо проще сосредотачиваться и усваивать новую информацию. В этот период родителям стоит с ним проводить больше времени вместе, общаться и интересоваться его делами и переживаниями. Чтобы учеба приносила радость и удовлетворение, а не становилась источником постоянного стресса, родителям важно создать благоприятную атмосферу в семье. 

Анита Дмитриева
Фото: из личного архива Аниты Дмитриевой

Говорят, что дети, которые обедают (ужинают) дома, развиваются лучше и быстрее, имеют высокую самооценку и более устойчивую психику. Семья — это важный ресурс. Если у родителя с ребенком есть контакт и точки соприкосновения, то чаще всего такие дети более успешны, здоровы и физически, и эмоционально, и живут более счастливой жизнью. Также в эти первые недели учебы не нужно многого требовать от ребенка, сильно нагружать его дополнительными занятиями, а лучше давать больше времени на отдых.

— Как родителям справиться со своими переживаниями и тревогой по поводу начала учебного года?

— Волнение — это естественная эмоция, но важно не дать ей перерасти в неконтролируемый страх. Школа — лишь один из этапов жизни ребенка. Многие родители воспринимают успехи и неудачи детей как свои собственные. В итоге страдают все. Нужно постараться ответить себе на вопрос: что для вас важнее — спокойствие и благополучие ребенка или идеальные оценки в дневнике? Учеба — это важная, но не единственная составляющая жизни.

— Помимо учебы в школе, дети посещают спортивные секции, кружки, занимаются с репетиторами… Родителям хочется развивать ребенка всесторонне, успеть все и везде. Но как его не перегрузить? Например, у моих знакомых дочка занимается фигурным катанием, играет на фортепиано, плавает и при этом отличница в школе... Хватит ли ей сил?

«Нет одного совета для всех — нужно учитывать индивидуальные особенности. Если ребенку нравится заниматься фигурным катанием, играть на фортепиано, плавать и при этом он хорошо учится — это большая победа родителей»
Фото: 123RF/Legion-media

Исследования показывают, что услугами репетиторов в России пользуются 27% семей, где есть дети-школьники. Чем старше ребенок, тем больше потребность в дополнительных занятиях:

— Нет одного универсального совета для всех. Нужно учитывать индивидуальные особенности. И, конечно, при выборе кружков и секций надо исходить из желания и способностей ребенка, а не из амбиций родителей. Многие мамы и папы реализуют в своих детях то, чего им не удалось достичь в своей жизни. И нагружают чадо ответственностью за то, что у самих не получилось. При выборе дополнительного образования важно спросить ребенка, что ему интересно, присмотреться, во что он играет, что его радует и наполняет энергией. И если дочке ваших знакомых нравится заниматься фигурным катанием, играть на фортепиано, плавать, это прекрасно! Если она все успевает, чувствует себя хорошо, эмоционально уравновешенна и показывает отличные результаты, это большая победа родителей. Значит, они нашли правильные точки приложения своих усилий и усилий ребенка.

— А если ребенок посещает кружки без энтузиазма?

— Если ребенок не болеет и не раздражается, у него отличный сон, почему бы и не ходить? Возможно, поз­же он найдет занятие по душе, а сейчас посещает секции по рекомендации близких или за компанию с друзьями.

— Многие родители нанимают репетиторов детям чуть ли не с 1-го класса. Получается, ребенок учится и в школе, и дома. Это разумно?

— Да. Если родители чувствуют, что наметилось отставание от школьной программы, с какой-то темой или предметом есть трудности, или, например, ребенок перешел в класс с определенными требованиями и его нужно подтянуть до общего уровня. Чтобы не вызвать страх перед школьной программой или раздражение, можно организовать какие-то разовые встречи с репетиторами, не обязательно на постоянной основе. Но задачу педагогу необходимо поставить четко. Например: «Нужно подготовиться к самостоятельной или контрольной работе». Правильно поставленная задача решает множество проблем.

— Как понять, что ребенок перегружен?

— Уровень нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту и образовательным способностям. У ребенка обязательно должно оставаться время на себя, спонтанную игру и прогулки. Если ребенку тяжело, его организм сам подаст сигналы: появится раздражительность, тревожность, возбужденность, нарушится сон, ухудшится аппетит... Изменения в поведении и в привычках ребенка могут быть сигналами того, что он испытывает стресс. И тогда нужно снижать нагрузку или как-то ее преобразовывать. Может быть, сделать перерыв в занятиях. Систематические перегрузки могут включить у ребенка систему автоматического предохранения: уходит мотивация и интерес к новым знаниям или вырабатывается стратегия поверхностно воспринимать информацию. Все, не лезет, емкость переполнена. Если система предохранения не включилась и перегрузки продолжаются, то ребенок может приобрести невротические или соматические симп­томы. Тут все очень индивидуально.

— Можно ли мотивировать ребенка к учебе деньгами? Правильно ли это?

Канадские ученые из Университета Монреаля считают, что семейные обеды и ужины полезны не только для здоровья, но и для психики детей. В исследовании приняли участие почти 1,5 тысячи детей, рожденных в 1997—1998 годах. Когда им было 6 лет, их родители приняли участие в опросе на тему семейных приемов пищи. А когда детям исполнилось 10 лет, они прошли тестирование на оценку степени социализации и интеллектуальных способностей. Оказалось, что дети, в семье которых были приняты регулярные семейные сборы за ужином или обедом, демонстрировали лучшие социальные навыки и употребляли меньше вредных для здоровья сладких напитков, чем дети, которые редко участвовали в семейных ужинах или обедах.

Фото: 123RF/Legion-media

— Не буду давать никаких советов, просто предложу всем посмотреть разницу между стимулированием и мотивацией. Стимуляция часто дает результат, но не воспитывает. Мы можем за хорошие оценки обещать и деньги, и подарки, и другие блага. Мотивация — более сложная вещь, которая помогает развить самомотивацию. То есть это развитие потребности в получении новых знаний и вселение уверенности, что если поработать, то можно справиться с трудностями. Каждый выбирает то, что ему подходит. И все зависит от того, какого результата хочется добиться. Кому-то помогают деньги, а кому-то помогает доброе слово. И то, и другое, наверное, неплохо. Если ребенку интересно то, чем он занимается, то вселения уверенности и поддержки будет достаточно. Но как объяснить ребенку, зачем ему химия, если он собирается быть историком? Тут для положительной оценки в аттестате можно и простимулировать подарком или деньгами. Конечно, цели должны быть последовательны, реалистичны и достижимы. Не стоит просить получить за контрольную по математике пять, если ребенок еле дотягивает до тройки. Он просто не будет этого делать, даже если пообещать «Мерседес». А в некоторых случаях последствия от несоответствия ожиданиям родителей могут быть непоправимыми.

— Ситуация из жизни: одна моя знакомая пообещала сыну-пятикласснику новый телефон, если он закончит год без троек. Парень старался, занимался с репетиторами, проявлял активность в классе. Но, как говорится, не получилось. Закончил год с одной тройкой. Новый телефон ему все равно купили… Правильно ли сделала мама?

— Важно, с какой подачей мы поощряем ребенка. Если подарить новый телефон и сказать: «Хоть ты и не выполнил обещание, но это за твои старания и усилия», это один посыл. Ребенок и дальше будет стараться. А если сказать: «Тройка, ну ладно, телефон все равно уже купили», это совсем другой посыл. Тут мальчик может сделать другой вывод: мог и не стараться, все равно получил желаемое. Разные бывают обстоятельства. Важно поощрять у ребенка самостоятельность: чем больше он сам будет искать, где взять знания, тем быстрее он будет адаптироваться в мире. Ведь задача родителей — выпустить его не из школы, а в мир, где в этом хаосе ему нужно будет находить ту информацию, на которую он будет опираться в жизни.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: