7days.ru Полная версия сайта

Как помочь ребенку вырабатывать новые привычки

Эксперт рассказывает, как добиться успеха.

Фото: LEGION-MEDIA
Читать на сайте 7days.ru

Правильные привычки для ребенка — залог успешных школьных будней и дальнейшей судьбы в целом. Как помочь детям сформировать хорошие полезные привычки на всю жизнь, и что это за привычки? О том, как пройти этот непростой путь вместе с ребенком, расскажет основатель Центра образовательных технологий Advance, автор книги «Энциклопедия детской мотивации» Николай Ягодкин

Начните с объяснений — честно растолкуйте ребенку, зачем ему это нужно (просто сказать, что теперь ты будешь учить по 20 английских слов каждый день вместо компьютера — не радужная перспектива). Вашего логического директивного объяснения будет недостаточно. Попробуйте рассказывать истории, основанные на собственном опыте (или опыте близкого окружения), как эти привычки помогают вам и как помогут ребенку. 

Секрет в том, чтобы делать все поэтапно. Например, вы решили приучить ребенка к чтению, и выделяете на это 20 минут в день. Сначала вы вместе читаете. Потом вы читаете ребенку 10 минут, а еще 10 минут сидите рядом, пока он сам читает. Как только получается без проблем, во время вторых 10 минут (когда он читает сам), вы можете уйти. Когда и тут не возникает трудностей — все 20 минут ребенок читает самостоятельно. Если вы, как многие, думаете, что у вас нет времени, «залезьте» в раздел «экранное время» в телефоне и посмотрите, сколько времени проводите в телефоне/компьютере/ноутбуке. В среднем с гаджетом человек проводит 3-4-5 часов времени ежедневно (причем большая часть — вовсе не работа).

Это особенно важно именно для ребенка, ведь для него важен процесс. Поэтому начните с максимально легкого и приятного для него навыка. Например, из всех слов выберите самые простые или по интересующей его теме (может, он любит животных или автомобили). Если читаете, то выбирайте самую простую, интересную и приятную книжку. 

Что любит ваш ребенок? Может, пиццу, ходить в любимое кафе-мороженое. Донесите до ребенка, что, если неделю он будет читать или учить слова без срывов, получит пиццу. Были нарушения? Пусть попытает счастье на следующей неделе. Есть желания маленькие — «еженедельные», а есть более весомые мечты, которых можно достичь за месяц, квартал или даже год (например, самокат, коньки, поездка в Диснейлэнд). В одном из наших отзывов женщина описывала, как они со второклассником построили систему внедрения привычки, каждый день запоминая слова. Результат — 1200 английских слов во втором классе за 3 месяца. Ребенок хотел велосипед (это большая цель). Была и промежуточная цель — они каждую субботу проверяли слова, и, если за эту неделю они запомнили норму, то брали пиццу. Если было больше, то брали супер-пиццу с дополнительными наполнителями. Можете взять на вооружение баллы, которые можно на что-то менять (например, за каждое выученное слово 1 балл. Набираете 1000 баллов — как-то поощряете ребенка, например, покупаете вкусности). Можете даже оформить письменный договор, в котором будут прописаны все условия — это избавит и вас и ребенка от неисполнения обязательств.

Это минимальная норма, которую ребенок будет делать каждый день обязательно! Например, если вы понимаете, что он может учить по 100 иностранных слов в день, то норма должна быть 10-15 слов (максимум 20). Минимум должен укладываться в 5-10 минут, потому что пока привычка не устойчива, а вероятность срыва очень высока (не хочется, задали много «домашки», устал на спортивной секции). Полчаса при таких условиях ребенок тратить не захочет, а 10 минут — уже обсуждаемо. Сможет 20 минут? Значит юный «стахановец» перевыполнил норму, это повод для гордости. 

Фото: предоставлено Пресс-службой

Это очень важно Заведите листочек, где вы с ребенком будете фиксировать выполнение или перевыполнение нормы. Листочек с нормой или баллами должен висеть на видном месте (на холодильнике или у зеркала). Замечательный способ фиксации результатов объясняется в этом видео — смотрите и берите на вооружение. 

Хороший вариант — вводить привычные ритуалы для всех членов семьи. Например, выделить определенное время, когда все садятся без гаджетов и обсуждают, что сегодня произошло за день. Дети, которые это делают, обладают более развитыми интеллектом, речью и вниманием, потому что, когда им нечего рассказать, они начинают думать и запоминать. 

Все усилия и концентрация ребенка должны быть направлены на одну привычку — это непреложный закон. Нельзя привыкать учить слова и читать книги одновременно. Сначала создайте одну привычку, а уж потом беритесь за другую. Не нужно распылять энергию ребенка, ее может не хватить, и он будет саботировать все ваши начинания. Когда каждый день без срывов легко и просто ребенок сможет учить слова целый месяц, увеличивайте норму или вводите другую привычку. 

Подпишись на наш канал в Telegram