7days.ru Полная версия сайта

Как сериал «БИХЭППИ» говорит о проблемах современных тридцатилетних

Рассказывает психолог и автор YouTube-канала о психологии отношений Мила Кудрякова.

Фото: предоставлено Пресс-службой
Читать на сайте 7days.ru

1 июня на ТНТ стартовал показ сериала Андрея Джунковского «БИХЭППИ» — очередной премьеры нового слота «Большие сериалы в 10 вечера», в котором канал экспериментирует с жанрами. «БИХЭППИ» — это драматическая комедия о счастье и несчастье современных тридцатилетних. Сериал снят с удивительной для нашего телевидения психологической точностью в поведении и мотивах героев, а его сценаристы — Ирина Аркадьева, Анастасия Волкова и Аркадий Водахов — наделили персонажей объемными историями и смогли обосновать их поступки внутренними сомнениями и травмами прошлого. Вместе с психологом Милой Кудряковой мы разобрали психологические портреты главных героев сериала в исполнении Шамиля Хаматова, Александра Паля и Марины Васильевой.

По сюжету талантливый молодой врач-онкогинеколог Аркадий возвращается в Москву из США вместе с женой Шурой и ребенком. Здесь ему светит должность медицинского директора частной клиники, принадлежащей отцу его лучшего друга Евгена — прожигателя жизни, который запутался в личной жизни. В клинике Аркадий мечтает навести порядок и сделать ее лучшей в плане помощи пациентам, но его светлые мечты разбиваются о бюрократию и коррупцию. Тем более, не все в клинике рады его назначению, а доктор Селиверстова и вовсе объявляет ему войну. Шура страдает из-за переезда: в Америке у нее была своя кондитерская, а в России — только проблемы с родителями. Если присмотреться, все их беды ­­— невозможность реализоваться в карьере или, наоборот, беспринципный карьеризм, плохие отношения с родителями, гиперопека, недостаток эмоциональной поддержки, ворох психологических диагнозов, неумение разбираться в личной жизни — составляют типичный набор проблем современного тридцатилетнего.

Шамиль Хаматов
Фото: предоставлено Пресс-службой

«Главный герой сериала Аркадий производит впечатление довольно адаптивного человека, который хорошо справляется с трудностями, ведь он смог вместе с семьей переехать в Америку и стать там практикующим врачом. Возвращаясь на родину, он пытается продемонстрировать всем, что эта вынужденная репатриация для него — не трагедия, но на самом деле внутри переживает глубокий кризис рухнувших надежд, на который накладывается кризис возрастной» ­— рассказывает о герое Шамиля Хаматова практикующий психолог Мила Кудрякова.

«Аркадий — хороший друг и коллега, он честный, открытый и наделен обостренным чувством справедливости, которое в современных реалиях коммерческой медицины не помогает, а, напротив, мешает продвигаться по карьерной лестнице.

 В условиях необходимости обеспечивать клинике доход с помощью назначения пациентам лишних дорогостоящих процедур, Аркадий испытывает муки совести. Усиливают его кризис и рабочие конфликты — в коллективе Аркадий сталкивается с двуличием и откровенным хамством коллег, недовольных его неожиданным повышением и вынужденно становится участником интриг и подковерных игр. Получается так, что обстоятельства, от которых он бежал из России, настигают его и в новой жизни.

И на работе и в личной жизни Аркадий — гиперответственный человек, но при этом в семейной жизни он довольно отстраненный, в психологии это называется «отстраняющийся партнер». Такие люди не способны на глубокую близость, особенно эмоциональную, несмотря на это он всегда готов и рад помочь жене, легко выполняет какие-то конкретные просьбы и поручения, то есть (сейчас будет еще один психологический термин) является функциональным партнером. Но, увы, Аркадий не способен на эмоциональную поддержку, которая так нужна его супруге в трудный период».

С развитием сюжета выясняется, что на характер Токмакова влияют не только внешние обстоятельства, но и события прошлого:

«Если говорить о фоновом психологическом состоянии Аркадия, то он словно заперт внутри своей детской травмы. С тех пор и на протяжении всей жизни он испытывает огромное чувство вины, которое, безусловно, является следствием субъективного восприятия произошедшего в детстве события, но, видимо, никто из взрослых ни тогда, ни позже не помог справиться ему с этой травмирующей ситуацией».

— Как вам кажется, чего вашему персонажу не хватает для счастья? Почему ваш персонаж, врач Аркадий, не может чувствовать себя счастливым в тех условиях, какие у него есть?

— Потому что когда нет гармонии внутри, то счастье не заполняет внутреннюю пустоту. Думаю, это у всех так. Когда ты в гармонии сам с собой, даже несмотря на жизненные проблемы, ты все равно счастлив – от того, что ты живешь, дышишь, наслаждаешься миром вокруг. А когда этой гармонии нет, то все кажется серым, неинтересным. Пропадает желание открывать для себя что-либо новое. Думаешь только о тех проблемах, которые не дают тебе жить спокойно. Думаешь, что вот сейчас я поменяю среду обитания или куплю новую машину, у меня будет хорошая работа – и я стану счастливым. Но все это не дает возможности быть счастливым, потому что в первую очередь нужно разбираться с самим собой, пытаться принимать этот мир таким, какой он есть, со всеми его проблемами и несправедливостями. – комментирует актер Шамиль Хаматов.

Марина Васильева
Фото: предоставлено Пресс-службой

Жена Аркадия Шура в отличие от своего мужа, напротив, открыто переживает возвращение на родину. Ей не нравится Россия, ее раздражает менталитет соотечественников и местный уклад жизни. Уже во второй раз ей пришлось оставить привычную жизнь из-за мужа, но если в первый раз это были радостные перемены, возможность вырваться из унылой реальности и приблизиться к американской мечте, то необходимость вернуться к старому Шура воспринимает как серьезную неудачу. 

«Внутри себя Шура постоянно сравнивает Лос-Анджелес и Москву, и сравнение это не в пользу последней. Рухнувшие мечты, личностный кризис, необходимость все начинать заново угнетают героиню, Шура обижена на жизнь и поэтому постоянно попадает в конфликты — с кассирами, охранниками, таксистами и даже с полицейскими, — продолжает психолог. — Ее можно понять, но неумение находить общий язык с окружающими напрямую связано с ее «детскостью», в психологии это называется инфантилизацией, но я намеренно не хочу использовать этот термин, потому что он несет однозначно негативную окраску. Шура похожа на капризного ребенка, который вместо того, чтобы с пониманием отнестись к ситуации, топает ножкой и кричит «Не хочу, не буду!». В некоторые моменты ее дошкольник-сын оказывается значительно мудрее и терпеливее своей мамы и берет на себя роль взрослого (в психологии это называется парентификацией), решая проблемы, как например, в полицейском участке.

У Шуры много обиды и злости на родителей, и, кстати, эти чувства вполне обоснованы, но нежелание и неумение трансформировать их в открытый диалог как бы «запирает» Шуру в детстве и приводит к тому, что она никак не может повзрослеть». 

— Поделитесь, пожалуйста, что для вас значит «БИХЭППИ»?

— «Находиться здесь и сейчас. Ценить то, что есть. Не строить себе преград. Просто нужно посмотреть по сторонам и принять то, что уже есть. «БИХЭППИ» — пример, как НЕ надо делать.» — комментирует актриса Марина Васильева

Александр Паль
Фото: предоставлено Пресс-службой

Персонаж Александра Паля — Евген, хоть и второстепенный, но очень яркий. Внешне он — взрослый и успешный 34-летний мужчина, но внутри — маленький мальчик, который никак не может повзрослеть.

«Его мать постоянно контролирует сына и не позволяет ему жить самостоятельной жизнью. Сам Евген относится к поведению матери с юмором, не понимая, что именно эта ее черта влияет на то, что он никак не может повзрослеть, ­— говорит Мила Кудрякова. —Если возвращаться к психологическим терминам, то у Евгения явные проблемы с сепарацией. Он хочет жениться, но не может, потому что внутренне зависим от родителей и застрял в подростковом возрасте.

Евген уже состоит в отношениях, но они его не устраивают в том числе и потому, что его женщина активно не нравится его маме и он хочет начать встречаться с девушкой гораздо младше себя, потому что сам психологически соответствует ее возрасту. И та и другая девушка используют Евгения, а он думает, что выполняя их прихоти сможет завоевать их любовь, но на самом деле он просто покупает женщин, не понимая своей ценности как человека и личности».

«В целом, героев сериала объединяет одно — все они маленькие дети в теле взрослых людей, именно это несоответствие внешнего и внутреннего доставляет им столько боли и дискомфорта, ­— считает Кудрякова. — Они застряли в старых моделях поведения, которые не дают им понять друг друга и найти способ поведения и общения, комфортный и для себя и окружающих».

Подпишись на наш канал в Telegram