«Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она вызывает духов или добывает из теста философский камень», — восхищался Антон Павлович Чехов, окрестивший выпечку блинов не иначе как священнодейством. Говорят, что пристрастил людей к этому лакомству не кто иной, как библейский царь Давид, который по случаю празднеств раздавал всем по «блину сковородному».
С тех самых пор народная любовь к блинам перешла все границы. Каких только рецептов любимого кушанья не изобрели в самых разных уголках земли! К примеру, немцы и французы издавна отдавали предпочтение тонким блинкам, свернутым в рулетики с различной начинкой. С тестом для блинов частенько экспериментировали и англичане, которые придумали добавлять в него местный эль и солодовую муку.
Мексиканцы пополнили блинное семейство своими знаменитыми тортильяс, в которые заворачивали фасолевую или мясную начинку с томатным соусом. А американцам особенно пришлись по вкусу толстые блины, больше напоминающие оладьи, с кленовым сиропом или беконом. Самое интересное, что к блинам во многих европейских странах относились не только как к лакомству, но и как к своеобразному развлечению.
По средневековой традиции в Грешный вторник (последний день перед началом Великого поста у католиков) устраивались забавные гонки, целью которых было добежать до финиша, на ходу подбрасывая блины на сковородах (уронивший блин выбывал из игры). А вот на Руси заморской традиции беготни с блинами не суждено было прижиться. Да и о каких пробежках могла идти речь: отведавший настоящих русских кружевных блинчиков с закусками и запивший их горячим сбитнем едва мог встать из-за стола.
Пожалуй, ни в одной стране мира к блинам не относились с таким почтением, как на Руси. Да и не просто с почтением, а с самым настоящим благоговением, превратив их в символ всенародно любимого праздника Масленицы. Причем, согласно старой примете, чем больше блинов удастся съесть на Масленой неделе, тем успешнее и денежнее станет год. У каждой хозяйки имелся свой собственный рецепт приготовления этого лакомства, зачастую передававшийся из поколения в поколение. Блины пекли из пшеничной, гречневой или овсяной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, тертого картофеля, тыквы, яблок и сливок.
Особенной популярностью всегда пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавали с лотков на каждом углу или подавали в трактирах. Какими только закусками и начинками не сдабривали любимое угощение: нежной семужкой, икрой, грибами, сметаной, сочной сельдью, вареньем, сливками или медом. Блинами лакомились начиная с понедельника. Причем опару для них ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра на столе красовалась стопка аппетитных блинков.
По обычаю первый блин съедали за упокой усопших. В среду тещи приглашали на блиночки зятьев, а те в ответ должны были порадовать этим угощением родителей жены в пятницу. В «разгуляй-четверг» полагалось чревоугодничать на полную катушку, а в субботу начинались «золовкины блинные посиделки». В последний день Масленой недели — Прощеное воскресенье — блинами угощались «напоследушек», а заодно и просили прощения у родственников и друзей за причиненные обиды.
В московских и петербургских ресторанах на Масленой неделе посетителям дарили потешные открытки на блинную тему. А надписи на открытках гласили: «Ходил к теще на блины — по шву лопнули штаны», «Люблю Демушку, как блинчик с семужкой» или «Целовал меня Егорка, пялившись на блин с икоркой». Очень часто на таких открытках изображали сцены гадания по блинам.
По старинному обычаю на Масленую неделю с наступлением темноты девушка с гречневым блином в руках должна была выйти на улицу и спросить первого попавшегося мужчину, как его зовут. Считалось, что у суженого (которого в ближайшем будущем должна послать ей судьба) будут такие же имя и внешность, что и у прохожего. Если «параметры объекта» красну девицу устраивали, она должна была немедленно съесть блинок. А уж если результат не совпадал с ожиданиями, угощение надлежало отдать нищим.
Приятного аппетита!
Подпишись на наш канал в Telegram