7days.ru Полная версия сайта

Дед Мороз, Санта-Клаус и другие новогодние волшебники из разных стран

Как родились и откуда появились те, кто исполняет рождественские и новогодние желания.

Прообразом Санта-Клауса принято считать архиепископа Николая Мирликийского, который в III—IV веках н. э. жил в городе Мира
Фото: Fotodom.ru
Читать на сайте 7days.ru

Прообразом Санта-Клауса принято считать архиепископа Николая Мирликийского, который в III—IV веках н. э. жил в городе Мира (сейчас это Демре) римской провинции Ликия (сейчас в районе Антальи в Турции).

Архиепископ Николай прославился, примиряя враждующих, защищая невинно осужденных и избавляя их от напрасной смерти. Он также был покровителем мореплавателей, купцов и детей. О нём ходило немало легенд. Была среди них и история о том, как Святой Николай спас трёх девушек, которых отец принуждал зарабатывать древнейшей профессией. В ночь накануне Рождества Николай тайно подбросил в дымоход этого дома три мешочка с золотом. Они попали в девичьи чулки, вывешенные на просушку над огнем. В итоге суровый отец от своего замысла отказался и вскоре выдал дочерей замуж с приданым. Отюда, по легенде, и появилась традиция класть подарки в чулочки и валенки.

6 (19) декабря 343 года архиепископ скончался, в его честь была построена церковь «Баба Ноэль Килизе», там же в мраморном саркофаге хранились его мощи. Страждущие из самых разных стран приезжали к Святому Николаю, прося исцелить, исполнить заветные желания и решить проблемы. В 1087 году мощи Святого Николая были похищены и перевезены в итальянский город Бари, где, кстати, находятся по сей день.

Продолжается и паломничество в город Демре, где сохранились развалины храма, а в них — пустая гробница. Толпы туристов стоят в очереди, чтобы приложить к мрамору руку и мысленно помолиться Святому Николаю, попросив помощи — он непременно всё исполняет. 6 (19) декабря стало днём почитания Чудотворца. Во многих странах прижилась традиция накануне ряжеными ходить по дворам и раздавать детям фрукты, орехи, конфеты. Кто-нибудь обязательно наряжался в красный халат.

На Руси Святого Николая почитали наравне с Иисусом Христом и Богородицей. День Николы зимнего встречали пирогами, варили пиво и устраивали праздничные столы вскладчину. На Николу зимнего устраивали святочные посиделки и начинали подготовку к Рождеству, народ съезжался на ярмарки, чтобы закупить продукты и подарки.

Считалось, что 6 (19) декабря Святой Николай спускается на землю и обходит владения, несмотря на морозы, даря трудолюбивым хозяевам удачу. В Европе с момента принятия христианства Святого Николая стали называть Санта-Клаусом, в Америке — Святым Николасом.

В 1822 году американский священник Клемент Кларк Мур написал балладу «Рождественская ночь», где описал встречу мальчика с добрым волшебником — невысоким, жизнерадостным, в меру упитанным мужчиной в полном расцвете сил — с седой бородой, в тулупчике и шапке. Баллада моментально стала популярна. И образ Санта-Клауса закрепился именно в этом варианте. 

Йоулупукки и его супруга Моури
Фото: Fotodom.ru

В Финляндии исполнителя рождественских и новогодних пожеланий зовут Йоулупукки, что в переводе означает «рождественский козел». У него длинные седые волосы, под высокой красной остроконечной шапкой, по форме напоминающей колпак. Новогодний дед приезжает к добрым, послушным финским малышам со свитой гномов в таких же красных одеяниях и отороченных белым мехом накидках, гномики помогают ему изготавливать игрушки и другие подарки. 

По преданию, Йоулупукки когда-то носил шубу из козла и передвигался исключительно на козлике, раздавая всем подарки. Со временем финский Дед Мороз остепенился: женился на старухе-зиме Муори и завел себе новое транспортное средство — скоростную оленью упряжку.

Помогают финскому Санте тридцать помощников-гномов. Считается, что они живут в высокочувствительных пещерах близ горы Кайкулуолат и круглые сутки слушают, как себя ведут дети во всем мире и что они хотят получить в подарок на Новый год.

К слову, пещеры Кайкулуолат невероятно популярны. В официальную резиденцию Йоулупукки в городе Рованиеми ежегодно приходит более миллиона писем со всего света. Страну посещает под Новый год огромное количество туристов, желающих познакомиться с добрым гномом и получить у него праздничный подарок.

Юлениссен
Фото: Fotodom.ru

Ближайшим «северным» коллегой Йоулупукки являются норвежский рождественский гном Юлениссен, живущий возле городка Дребак. Согласно скандинавской мифологии, Юлениссен, изначально проживавший на норвежской ферме и за еду помогавший людям по хозяйству, не имеет никакого отношения к Святому Николаю.

В старину гнома Юлениссена описывали как человечка размером с лошадиную голову, с длинной бородой и в красной вязаной шапочке. Характер у него был чаще всего спокойный, но в сказаниях описывались случаи, когда из-за плохого обращения колдун мог стать непредсказуемым и капризным.

В начале ХХ века норвежцы стали ассоциировать Юлениссена с Рождеством и изображать его на праздничных открытках. А со временем гном преобразился, и своим внешним видом стал походить на русского Деда Мороза и финского Йоулупукки.

Когда-то Юлениссен жил в лесной избушке, а в канун Нового года взваливал на плечи волшебный мешок и отправлялся верхом на верной козе раздавать подарки.Сегодня резиденция норвежского Деда Мороза в курортном городе Савалене. Каждый год там проводятся соревнования Санта Клаусов: они демонстрируют свои навыки в беге на лыжах, прыжках в дымоходы и метании мешков с подарками.

Йоуласвейн
Фото: Fotodom.ru

Ещё в одном северном государстве — Исландии — рождественские желания исполняют сразу тринадцать Дедушек Морозов. Их всех зовут Йоуласвейн. За тринадцать дней потомки горных троллей до Рождества по одному в день спускаются с гор и раздают подарки. А после этого вся компания в сопровождении других мифических существ скандинавских народов — эльфов и гномов — празднует наступление Нового года.

К слову, у исландцев существует интересная традиция: прежде чем рассказывать праздничной свите о своих мечтах, человеку нужно тщательно подготовиться. Необходимо облачиться в праздничный свитер, поставить на стол тминную настойку и угостить сказочных персонажей запеченной куропаткой, картофельным салатом, ванильными блинчиками с ягодным джемом и киселем из клюквы. Только после этого можно просить тринадцать Йоуласвейнов о подарке.

Также у жителей Исландии есть интересные поверья. Чтобы отпугнуть нечистую силу, они зажигают в своем доме побольше гирлянд. А к уличному празднованию готовят множество фейрверков, петард и хлопушек, которые окончательно прогоняют злых духов.

После Нового года добрые волшебники на протяжении тринадцати дней уходят обратно в горы. Завершается празднование Нового года в Исландии вместе с уходом последнего Йоуласвейна. На краю городов и деревень местные жители разжигают огромные костры, символизирующие избавление от прошлогоднего мусора.

Итальянским детям подарки дарит Бефана
Фото: Fotodom.ru

Итальянского Деда Мороза зовут Баббо Натале. По преданию, его замок находится в Альпах, откуда он и спускается на салазках с подарками и затем отправляется по домам. Как его финский коллега Йоулупукки, Баббо женат — его супруга Бефана обладает добрым характером и очень специфической внешностью.

Жена главного итальянского волшебника чем-то напоминает Бабу-Ягу из русских сказок: у нее маленькие хитрые глазки, крючковатый нос и кривые зубы. По сложившийся издавна традиции Баббо вручает подарки исключительно на Рождество и в новогоднюю ночь, а Бефана — с 1 января до праздника Богоявления, который в Италии отмечают 6 января. Доподлинно неизвестно, почему супруги разделили свои обязанности. По словам самих итальянцев, Баббо Натале стесняется появляться вместе с женой из-за ее внешнего вида.

С Бефаной же связана очень интересная история: когда-то уроженка священного для христиан города Вифлеема встретила волхвов, которые направлялись с дарами к новорожденному Иисусу. Они позвали девушку с собой, но Бефана почему-то отказалась. Сожалея о своем поступке, женщина повсюду искала волхвов, но так и не нашла.

С тех пор Бефана, облачаясь в длинный плащ и рваные чулки, летит на своей волшебной метле по стране, поздравляет детишек с праздниками и вручает им подарки и вкусности.

Австралийский Санта-Клаус
Фото: Fotodom.ru

В декабре в Южном полушарии — жаркое лето. Так Новый год в Австралии встречают на свежем воздухе на пляжных вечеринках. А Санта-Клаус в своем традиционном красно-белом наряде предпочитает доску для серфинга.

Примечательно, что австралийский Санта-Клаус в настоящее время делит свою популярность с другим рождественским волшебником — «Дедом с мешком» Свэг Мэном. Его главный конкурент носит коричневый головной убор, синюю фуфайку и длинные мешковатые шорты. Во многих регионах страны Свэг Мэн даже вытеснил традиционного Санту.

Согласно легенде, после долгой зимовки на священном острове-скале Улуру, Свэг Мэн приезжает раздавать подарки на гигантской четырехколесной повозке, окруженной красным облаком пыли.

Синтерклаас и Черный Петер
Фото: Fotodom.ru

В настоящее время на прародителя всех Санта-Клаусов наиболее похож голландский и бельгийский новогодний волшебник Синтерклаас. Это величественный старик с белой бородой и волосами, в красном халате и митре, который ездит на белом коне.

Интересно, что всю грязную работу за Синтерклааса выполняет его верный спутник — темнокожий слуга по имени Черный Петер (Пит). И не один — таких черных помощников у волшебника очень много. Происхождение этого не то демона, не то трубочиста покрыто густой завесой тайны. Согласно одной из распространенных легенд, Петер был освобожден архиепископом Николаем из рабства и из благодарности решил сопровождать святого в странствиях.

Весь учет праздничных пожеланий Синтерклаас, прибывающий в конце ноября из Испании, ведет в своей большой книге, а доставляет и раздает доставленные с волшебником подарки непременно Черный Петер. Причем этот загадочный персонаж также записывает в книгу все поступки и запросто может выпороть хлыстом тех детей, которые вели себя плохо.

Бразильская богиня Нового года Иеманжа
Фото: Fotodom.ru

А вот в Бразилии привычного миру Санта-Клауса нет. О своих новогодних желаниях бразильцы рассказывают африканской богине Иеманже — повелительнице морей, отождествляемой с Девой Марией. Иеманжа обладает волосами цвета лунных дорожек, стелющихся по волнам океана.

Согласно местным обычаям, для новогоднего желания нужно надеть новую одежду белого цвета, отправиться на берег океана и опустить на воду деревянную подставку с горящими свечами: чем дольше они будут гореть, находясь в плавании, тем вероятнее, что задуманное исполнится.

А чтобы Иеманжа была благосклонна в Новом году, бразильцы пускают в плавание букеты живых цветов или сладости на мини-плотах. Считается, что если богиня не вернет их обратно, то наступающий год непременно будет счастливым и денежным.

Юлтомтен и Юлниссар
Фото: Fotodom.ru

А вот в Швеции дедов Морозов целых два — Юлтомтен и Юлниссар. Однако основным новогодним волшебником считается Юлтомтен. Шведы уверяют, что этот высокий, худой старик с шишковатым носом и в красно-зеленом пальто весь год заготавливает подарки для малышей. А Юлниссар — это веселый и добродушный карлик, который заведует «елочным хозяйством». Согласно преданию он лично ухаживает за всеми елками в шведских лесах.

В канун Нового года оба шведских волшебника, завершив заранее все свои приготовления, традиционно садятся на дорожку и пропускают по стаканчику еловой или можжевеловой настойки со льдом.

После этого Юлтомтен и Юлниссар берут мешки с упакованными подарками для детей и разносят их по домам, выкладывая на подоконники. Лунный свет, падающий на такие презенты, придает им особый магический оттенок и создает еще более волшебную атмосферу этого замечательного праздника.

Дед Мороз и Снегурочка
Фото: Fotodom.ru

Древние предания гласят, что главный сказочный и новогодний персонаж России — Дед Мороз, имеет языческие корни. В отличие от зарубежных Санта-Клаусов, прообразом которых является Святой Николай, русский волшебник происходит от древнеславянского колдуна-бородача Трескуна (Карачуна). Именно этот бородатый дед с неприветливым характером зимой застилал землю сугробами и сковывал речки льдом. В древнерусском фольклоре также говорится, что Трескун не особо жаловал людей и при любой возможности норовил их всех заморозить.

Чтобы задобрить злобного и могущественного колдуна, славяне пошли на хитрость. Они стали ставить ему на зимние праздники еду у крыльца и говорить, что ждут его в гости с распростертыми объятиями. В легенде говориться, что этот хитрый и продуманный поступок растопил сердце Карачуна, который изменил свое отношение к людям. А вскоре древнерусские люди стали приглашать подобревшего колдуна к себе домой на празднование Нового года.

В российской литературе образ будущего Деда Мороза впервые был описан писателем Владимиром Одоевским в книге «Сказки дедушки Иринея», выпущенной в 1840 году. В этой сказке «Мороз Иванович» предстал в виде седого старика, живущего в ледяной стране. Подарков волшебник не дарил, а дети проходили к нему через колодец. Долгое время «Мороз Иванович» и празднование Нового года никак между собой не пересекались. Во второй половине XIX века русские люди все же решили создать единый образ рождественского персонажа, который дарил бы подарки детям.

Согласно одной из версий, жители царской России пытались создать отечественного волшебника по образу христианского Николая Чудотворца и немецкого «старого Рупрехта». Так и не ясно, кто же из них стал прообразом дедушки. Известно, что в 1886 году появились упоминания о русском волшебнике «Морозко», а уже к началу XX века собирательный образ русского дарителя подарков окончательно сформировался. Дед Мороз предстал в виде пожилого человека с длинной белой бородой, в цветной шубе и валенках. В руке он держал посох и ездил на тройке лошадей.

С тех пор ни один Новый год вплоть до 1914 года не обходится без его присутствия и щедрых подарков детишкам. А в 30-х годах ХХ века у Деда Мороза появилась помощница — внучка Снегурочка.

К слову, появлению этого чудесного рождественского персонажа предшествовали очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой мировой войны, новогодние елки были отменены. Власти ссылались на то, что это немецкая традиция, а немцы были врагами. Рождественские торжества тогда стали носить исключительно религиозный характер, в которых языческому волшебнику не было места.

После Октябрьской революции 1917 года елки и Дед Мороз вернули и снова запретили в середине 1920-х, обозвав «поповским пережитком». Апофеозом «антиелочной» кампании стал 1929 год: тогда 1 января сделали рабочим днем. Спустя шесть лет праздник реабилитировали — уже насовсем.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: