7days.ru Полная версия сайта

Дед Мороз, Санта-Клаус и Йоулупукки: откуда они появились

Трудно поверить, но прародитель того, с кем у многих народов мира ассоциируются зимние праздники, — Санта-Клауса — пришел… с жаркого юга. Из Малой Азии.

Финский Санта-Клаус — Йоулупукки
Фото: Shutterstock.com
Читать на сайте 7days.ru

Трудно поверить, но прародитель того, с кем у многих народов мира ассоциируются зимние праздники, — Санта-Клауса — пришел… с жаркого юга. Из Малой Азии. Здесь, в городе Мира в провинции Ликия в III—IV веках нашей эры жил и делал свои добрые дела архиепископ Николай. Считалось, что особо он покровительствует мореплавателям, беднякам и детям. 

Одна из наиболее известных легенд о нем гласит: некий обедневший человек, которому нечем было кормить трех своих дочерей, решился с отчаяния сделать из них представительниц древнейшей профессии. Узнав об этом, Николай в ночь накануне Рождества подбросил в дымоход лачуги несчастного три мешочка с золотом, которые попали прямо в чулки дочерей, сушившиеся у печки (по другой версии, там стояли башмаки бедняжек). 

Санта Клаус с мешком подарков
Фото: Shutterstock.com

Наутро, обнаружив неожиданное богатство, отец изменил свои планы и, вместо того чтобы способствовать грехопадению дочерей, удачно выдал их замуж. Подоплека этой истории канула в Лету, а традиция класть детям на счастье подарки в чулочки и ботиночки дожила до наших дней. Николай Мирликийский скончался в 40-е годы IV века и после смерти был канонизирован. Похоронили его в Демре, на территории нынешней Турции. На месте, где он покоился, была построена церковь, которая и по сей день называется «Баба Ноэль Килизе» — церковь Батюшки Рождество. Но самих останков там уже нет: в 1087 году итальянские легионеры выкрали мощи святого Николая и перевезли их к себе на родину, в город Бари. 

Легендарный архиепископ стал объектом поклонения всех христиан Западной Европы. А позднее голландские переселенцы привезли обычай ожидать на Рождество появления Синтер Клааса, как они его называли, в Америку. Хотя прижилась там эта традиция не сразу: лишь в 1822 году поэт Клемент Кларк Мур написал стихотворный цикл «Приход святого Николаса», ставший необыкновенно популярным. В стихах описана встреча мальчика с этим добрым волшебником в преддверии рождественского праздника.

Новогоднее настроение
Фото: Shutterstock.com

Там-то Санта-Клаус (как стали вскоре «фамильярно» называть его не только в Америке, но и в Европе) обрел свои характерные черты, которые за без малого 200 лет почти не изменились: это невысокий, очень жизнерадостный, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил, с седой бородой, в тулупчике и шапке. Правда, детали внешности и туалета у разных народов варьируются: если головной убор североевропейских и американского дедов представляет собой колпачок, да и тулуп скорее можно назвать полушубком, то, скажем, французский Пер Ноэль изображался в длинной шубе и шапке с меховыми полями.

Голландский Синтер Клаас носит красную митру с крестом, напоминающую о том, что его прародитель все-таки был архиепископом. А английский Фазер Кристмас (Папаша Рождество) хоть и похож на своего американского коллегу, но, как гордо сообщают англичане, шуба и борода у него на несколько сантиметров длиннее, чем у заокеанского Санты. 

Австралийский Санта-Клаус, в силу специфики новогодней погоды в Южном полушарии, приходит на праздник в купальном костюме-комбинезоне, но тем не менее в отороченном мехом колпаке, легком полушубке и с неизменной белой бородой. Понятно, что современным детям трудно объяснить, что их любимый зимний волшебник родился в тех местах, где и снега-то не бывает. 

Поэтому за место проживания «самого настоящего» Санта-Клауса между северными странами развернулась жесткая конкуренция. Норвежцы, например, считают, что подарки на Рождество должен разносить рождественский гном — Юлениссен, живущий возле городка Дребак, и не признают никаких альтернативных вариантов. А маленькие шведы знают наверняка, что подлинного Санту на самом деле зовут Юлтомтен и что живет он возле города Мора, в пещере у подножия горы Гезундабергет.

Норвежский рождественский гном — Юлениссен
Фото: Shutterstock.com
Основное средство передвижения американского Санты — олень Рудольф — Красный нос
Фото: Shutterstock.com

Их соседи, финны, и слышать об этом не хотят — они-то уверены, что главного распорядителя рождественских праздников зовут Йоулупукки. У него, как ни у кого другого, налажена система слежения и оповещения, какие подарки хотят получить его подопечные дети. Внутри горы Корватунтури, близ которой он живет, находятся высокочувствительные пещеры Кайкулуолат.

Тридцать помощников-гномов денно и нощно слушают в этих пещерах, как играют дети во всем мире и как они себя ведут. На основании гномьих отчетов Йоулупукки делает выводы, что дарить конкретному ребенку и заслуживает ли он подарка вообще. Ну а, кроме того, около миллиона писем, приходящих ежегодно в его резиденцию в Рованиеми, и несметное количество туристов, желающих с ним познакомиться, красноречиво свидетельствуют, что этому рождественскому деду доверяет огромное количество людей. 

Конкуренцию этим дедушкам составляют и датский Юлетомте, избравший местом своего проживания Гренландию, и сразу несколько американских Санта-Клаусов, расселившихся в Торрингтоне (штат Коннектикут), в Уиллингтоне (штат Нью-Йорк), да и просто в городе под названием СантаКлаус. Борьба среди дедушек за распределение сфер влияния (особенно за те страны, где резиденций Санта-Клауса нет) развернулась нешуточная.

Но все Санты — народ мирный и ежегодно организуют конгрессы (в этом году состоялся уже 40-й), на которых проводят семинары по детской психологии, обсуждают проблему подарков, обмениваются опытом, как противостоять тем, кто в них не верит и подговаривает не верить других.

Голландский Синтер Клаас
Санта Клаус на лошади
Фото: Shutterstock.com

Вот только заносчивый Йоулупукки на эти встречи в последнее время не приезжает: говорит, мол, у вас дел мало, вы можете тратить время на пустую болтовню, а я — самый занятой, мне надо непрерывно выполнять свои прямые санта-клаусовские обязанности. Поскольку путь дедушки с подарками проделывают неблизкий, они не могут обойтись без индивидуального транспорта. В Нидерланды и Бельгию главный зимний волшебник приплывает на красочном паруснике из Испании.

Он ездит по городам на ослике и проникает в дома через дымоход, так что возле камина дети должны не только поставить ботинок, но и положить в него морковку и кусочек сахара для ослика. Это же упрямое, но милое животное избрали для себя английский, немецкий и некоторые другие рождественские деды. Правда, кое-кто считает, что на осле ездить как-то несолидно, да и не так уж распространены они в Европе, поэтому Санта-Клаусы иногда пересаживаются на лошадей. 

Не могут прийти к единому мнению о виде транспорта своего Юлениссена и норвежцы. Некоторые из них уверены, что он ездит на козе, поэтому их дети кладут в башмаки, подготовленные для получения подарков, колосья овса. А другие, как и большинство жителей остальных скандинавских стран, считают, что волшебник прилетает к детям по небу на упряжке из восьми оленей. Подобный транспорт использовал и американский Санта-Клаус, пока не сменил его на более компактный.

Сказочный домик Санта Клауса
Фото: Shutterstock.com
Новогодние подарки
Фото: Shutterstock.com

В 1939 году в ходе подготовки предновогодней рекламной кампании крупной чикагской сети универмагов «Монтгомери Уорд» поэт Роберт Л. Мэй придумал веселого оленя по кличке Рудольф – Красный нос, который вез сани Санты. Образ был широко растиражирован. Он оказался настолько симпатичным, что Рудольф с тех пор стал единственным поверенным и помощником своего хозяина. 

Санта-Клаусы и их собратья нередко появляются на празднике в сопровождении спутников. Немецкий Санта Николаус приходит со своим помощником Кнехтом Рупрехтом, который несет журнал с подробным отчетом обо всех хороших и плохих делах, сделанных ребенком за прошедший год. По заслугам и подарок! Кстати, в XIX веке этот Рупрехт исполнял не только секретарские обязанности: говорят, он хватал самых отъявленных шалунов, засовывал их в мешок или в огромные карманы своего плаща и уносил в лес, подальше от измученных их плохим поведением родителей! 

Похожую роль выполнял и спутник голландского Синтера Клааса негр по имени Черный Петер. А вот француз Пре Фуэттар (в буквальном переводе — «папаша с плеткой»), сопровождавший доброго Пера Ноэля, безжалостно стегал тех, кто не слушался папу с мамой. Но со временем деды и их помощники старели и добрели. Черный Петер и Кнехт Рупрехт превратились в обычную свиту главного действующего лица праздника, а злобный Пре Фуэттар, видимо, так и не смог перевоспитаться и просто прекратил свое существование. Особняком в ряду зимних волшебников и главных поставщиков подарков для детей стоит Дед Мороз. 

В отличие от своего коллеги Санта-Клауса, который имеет выраженные христианские корни, русский Дедушка Мороз (а заодно и его сербский собрат Деда Мраз) — язычник. Еще в древнеславянских сказаниях существовал старый бородатый дед-колдун по имени Трескун (он же Карачун), который застилал землю сугробами и сковывал речки льдом. Характер у того деда был отнюдь не приветливый — людей он не жаловал и норовил при малейшей возможности всех заморозить. Тогда хитрые люди стали задабривать злобного старичка — ставить ему на зимние праздники еду у крыльца и говорить, что ждут его в гости с распростертыми объятиями.

Русский Дед Мороз и Снегурочка
Фото: Shutterstock.com
Американский Санта-Клаус
Фото: Shutterstock.com

Видимо, со временем эта лесть растопила сердце старого человеконенавистника, и он решил наладить отношения с родом людским. Изменил имя на Деда Мороза, стал приходить на новогодние торжества, небезосновательно рассчитывая на угощение, которого в эти дни в изобилии.

А главное — стал значительно добрее (правда, иногда еще поколачивал непослушных детей своим волшебным посохом, но со временем и это перестал делать) и щедрее — ведь именно от него, как всем известно, наши ребятишки получают подарки. А со временем даже обрел родственницу — Снегурочку. Внучка появилась у нашего Дедушки Мороза сравнительно недавно — в 30-е годы XX века, когда, после периодических запретов, было вновь разрешено проведение елочных праздников.

Впервые «елки» отменили в 1914 году, во время Империалистической войны, ссылаясь на то, что это немецкая традиция, а немцы тогда были врагами. Рождественские торжества стали носить исключительно религиозный характер — во время них разыгрывалось вертепное действо, рассказывающее о появлении на свет младенца Христа, — никакому языческому деду там, конечно, места не было. 

Сразу после революции 1917 года такая тематика стала неактуальной. А вот светские елки вместе с Дедом Морозом вернулись в дома граждан Страны Советов. Но продержались там недолго: к середине 20-х годов развернулась активная «антиелочная» пропаганда, газеты утверждали, что празднование Нового года — поповский пережиток, а в 1929 году 1 января вообще стало рядовым рабочим днем — какие уж тут торжества!

Санта-Клаусы на забеге в Нидерландах
Фото: Shutterstock.com

Правда, 6 лет спустя детские новогодние утренники все-таки реабилитировали. Тогда-то и возникла Снегурочка — персонаж, более близкий к сказке А. Н. Островского, чем к народным преданиям. Согласно новой советской мифологии, пожилой Мороз обрел юную, веселую, находчивую и аккуратную внучку, которая во всем помогала уставшему от груза предновогодних забот и немного рассеянному дедушке. А детям ненавязчиво рекомендовалось брать с нее пример. Чаще всего подарки на новогодние и рождественские праздники вручает один постоянный персонаж. 

Но некоторые народы могут себе позволить наличие сразу двух волшебников, которые оделяют детишек подарками в разные дни. Так, например, литовского Каледу Сяниса просят исполнить желания на Рождество, а неделю спустя, на Новый год, ему на смену приходит Сянис Шальтис, и от него ребятишки получают свои подарки. Исландцы же вообще утверждают, что за зимние праздники у них «отвечают» 13 святых, и приятных сюрпризов можно ожидать от каждого. 

А вот в православной Греции функции Деда Мороза выполняет персонаж, совершенно непривычный для остальных европейцев. Это Святой Василис, чьи именины отмечаются как раз 1 января. Дети традиционно обращаются к нему с просьбами: «Святой Василис, приходи, счастье подари, исполни все мои мечты!» Впрочем, в этом они не оригинальны: ведь под Рождество и Новый год все ребятишки, отмечающие эти праздники, да и, чего греха таить, все взрослые ждут от доброго волшебника настоящих чудес, удивительных подарков и исполнения самых заветных желаний. 

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: