7days.ru Полная версия сайта

Герцогиня Кэтрин перестраивает Кенсингтонский дворец

Герцогиня недовольна ремонтом в Кенсингтонском дворце и собирается нанять дизайнера, чтобы переделать интерьер по своему вкусу.

Кетрин, герцогиня Кембриджская
Фото: REX/FOTODOM.RU, GETTY IMAGES/FOTOBANK.RU
Читать на сайте 7days.ru

Герцогиня недовольна ремонтом в Кенсингтонском дворце: стены не того цвета, неправильно повешены зеркала! Теперь Кэтрин собирается нанять дизайнера, чтобы переделать интерьер по своему вкусу.

Инициатива герцогини Кэтрин явно противоречит духу разумной бережливости, принятому в семье английской королевы. Напомним, что лондонский Кенсингтонский дворец в качестве официальной резиденции принц Уильям и Кэтрин получили от Елизаветы II, когда поженились.

Герцогиня Кембриджская осталась очень недовольна результатами ремонта в Кенсингтонском дворце
Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.RU

Вопрос об их переезде туда из съемного четырехкомнатного коттеджа на острове Англси (Уэльс), где они прожили два года, откладывался из-за того, что дворец нужно было сначала отремонтировать. Ведь там давно никто не жил, и здание пребывало в плачевном состоянии. Рождение принца Джорджа заставило ускорить процесс переезда — в четырех комнатах молодой семье стало уже тесно. А Кенсингтонский дворец хоть и считается одним из самых скромных и маленьких дворцов из тех, что принадлежат британской королевской семье, но только в апартаментах, предназначенных для семейства Уильяма, — 20 комнат. Словом, Уильям, Кэтрин и новорожденный Джордж перебрались туда в сентябре 2013 года, не дожидаясь окончания ремонта, который обошелся в немалую сумму — 1,6 миллиона долларов. Две трети этих денег было выделено из британской казны, а оставшуюся часть заплатила королева.

Ни одна из королевских резиденций по закону не принадлежит Елизавете II...
Фото: ALAMY/All Over Press
...зато все лебеди на Темзе — личная собственность королевы
Фото: BARCROFT MEDIA/All Over Press

И вот теперь отделочные работы, наконец, завершились. Их принимала сама Елизавета II, в то время как Уильям с Кэтрин отдыхали на Мальдивах. А когда супруги вернулись, выяснилось: им было бы лучше самим присматривать за ремонтом. Герцогиня Кэтрин недовольна: и зеркала повешены не так, как надо, и стены не того цвета... Она-то планировала голубой, а оттенок получился ближе к сиреневому. Теперь Кейт собирается сама нанять дизайнера, чтобы переделать интерьер по своему вкусу. Возникает вопрос: кто будет за это платить? Впрочем, Уильям отнюдь не беден — его мать, принцесса Диана, оставила в наследство ему и его брату Гарри по 16,6 миллиона долларов. Пожалуй, он нынче чувствует себя даже свободнее в финансовом плане, чем сама королева.

Когда люди говорят о ком-то: «Богат, как английская королева!» — они правы только отчасти. Да, формально у Елизаветы II самое крупное землевладение в мире, включающее все земли Великобритании, Канады и Австралии. Считается, что королева добровольно «пожаловала» свои земли в пользование своим подданным, и в законе даже прописано, что при желании она может забрать их обратно. В действительности это, разумеется, невозможно. О том, чем на самом деле владеет английская королева, эксперты спорят. Американский журнал «Forbes» оценивает состояние Елизаветы II в 60 миллиардов долларов. А британские источники считают, что ей принадлежат только 515 миллионов долларов. Потому что не все движимое и недвижимое имущество, которым королева и ее семья пользуются,

«Бабушкины осколки» — одна из любимых брошек королевы — стоит больше 80 миллионов долларов...
Фото: Rex/Fotodom.ru

Ведь даже Букингемский дворец принадлежит не Елизавете II, а государству. Как, впрочем, и Виндзорский замок, и Сент-Джеймсский с Кенсингтонским дворцы.

Лишь формально королева владеет и так называемой «Собственностью короны», к которой относятся самые дорогие земельные участки в Англии (140 тысяч гектаров), оценивающиеся на сегодняшний день в 13 миллиардов долларов. «Собственность короны» приносит в год 252 с лишним миллиона долларов прибыли. Но королеве из этих денег причитается не больше 15%, причем даже эту сумму она не может расходовать по собственному усмотрению. Этими деньгами Елизавета покрывает расходы королевской семьи, связанные с исполнением ее обязанностей, — к примеру, зарубежные официальные визиты. Уникальная коллекция произведений искусства: почти шесть сотен рисунков Леонардо да Винчи, больше 200 шедевров Микеланджело, 152 полотна Ван Дейка, не считая работ Рафаэля, Рембрандта и так далее, — не является личной собственностью королевы.

...а стоимость коллекции королевских тиар даже трудно представить
Фото: Splash News/All Over Press

То есть по закону она не может ничего продать, потому что ее коллекция считается национальным достоянием Великобритании. Как и королевская коллекция марок — между прочим, величайшая в мире (она собрана в 1000 альбомах-томах, из которых 328 томов Елизавете II достались от деда — Георга V). То же самое с королевской коллекцией фарфора и с собранием шедевров Фаберже (в том числе знаменитыми пасхальными яйцами Фаберже, принадлежавшими некогда русскому царю и его семье). Все это у королевы вроде как есть, но продать ничего нельзя, даже если монаршей семье пришлось бы голодать. Кстати, среди прочей символической королевской собственности есть и лебеди — все до одного плавающие по Темзе.

Елизавета II — владелица уникальной коллекции картин, среди которых есть шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта...
Фото: Splash News/All Over Press
По особо торжественным случаям королева выезжает из своей главной резиденции, Букингемского дворца, в карете
Фото: Corbis/All Over Press

В прошлом для английских королей эта «собственность» имела вполне конкретный смысл — лебедей подавали на королевских пирах в качестве деликатеса. Сейчас, когда этот варварский обычай остался в прошлом, толку от владения лебедями немного.

Так что же у Елизаветы II есть в полном смысле слова — так, чтобы она могла распоряжаться этим по своему усмотрению? Два поместья в Сендрингеме и Бэлморале (вместе с их замками), каждое из которых стоит больше, чем по 200 миллионов долларов. Еще замок Мей, оценивающийся примерно в 70 миллионов, доставшийся Елизавете по наследству от королевы-матери. Еще личная (не путать с принадлежащей короне) коллекция драгоценностей, самая ценная вещь которой — брошка «Бабушкины осколки», изготовленная из фрагментов знаменитого бриллианта «Куллинан» стоимостью не меньше 82,6 миллиона долларов.

Поддержание дворцов в достойном состоянии обходится в миллионы долларов ежегодно. На фото: королева в своей шотландской резиденции Холирудхаус
Фото: Getty Images/ Fotobank
Чтобы не тратиться без конца на дизайнерские наряды, королева использует одни и те же платья по много раз. В белом платье в цветочек на встрече с президентом США и его супругой...
Фото: Getty Images/ Fotobank

И некоторая сумма на банковском счету, размер которой не возьмется назвать никто. Известен только размер так называемого «резервного фонда королевской семьи»: за последние 12 лет он сократился с 96 миллионов долларов до 2,6 миллиона долларов. И по этому факту можно сделать выводы...

Дело в том, что дворцы нужно содержать, а это обходится недешево. Конечно, большую часть расходов берет на себя государство, но и королеве приходится финансово участвовать. А это с каждым годом становится все труднее.

...в том же платье во время визита в Арабские Эмираты
Фото: Getty Images/ Fotobank

Елизавета делает все, чтобы сэкономить. Ей, ребенку военного времени, к этому не привыкать. Ведь даже ткань на свое свадебное платье ей когда-то купить было не на что — пришлось выменять ее на продуктовые талоны, которые юная Елизавета скопила специально для этой цели, отказывая себе в еде. А когда в 1948 году крестили ее первенца — Чарльза, торт для приема был почти не сладким — не хватило талонов на сахар... Вот и теперь, столкнувшись с необходимостью сократить расходы, королева разработала целый план. Прежде всего она призвала слуг и домашних обратить внимание на расход электричества. Ведь в Букингемском дворце — 600 помещений, и счета за свет приходят устрашающие. Неудивительно, что королева нет-нет да и пройдется по залам дворца, чтобы

За обеденный стол, установленный на королевской яхте «Британия», можно было усадить до 56 гостей...
Фото: ALAMY/All Over Press

И в результате расходы на электричество удалось сократить. А ведь еще несколько лет назад счет составлял почти миллион долларов! Не менее бдительно она следит и за расходованием газа, идущего на отопление. Теперь, по требованию Елизаветы, батареи зимой работают на минимуме. Рассказывают, что, когда одна дама пожаловалась королеве на холод, та ответила: «Просто наденьте кардиган». А саму Елизавету в особо холодные дни видели даже работающей за письменным столом в шубе! Зато за газ ей теперь приходится платить немного меньше. А ведь раньше счет зашкаливал за 800 тысяч долларов!

Следуя лозунгу «Бережливость во всем!», королева присматривает и за тем, как расходуются продукты. Она требует, чтобы меню составлялось с таким расчетом, чтобы ни крошки еды не пропадало.

...увы, Елизавета лишилась своего «плавучего дома» еше в 1997 году
Фото: ALAMY/All Over Press
В распоряжении Елизаветы II есть целая королевская эскадрилья — десять самолетов и три вертолета
Фото: Corbis/All Over Press

Все остатки должны быть использованы на следующий день. То же и с вином. Если после королевского ужина не допили хотя бы четверть бутылки, вино не выливают, а отсылают слугам. Да что еда! Королева не разрешает выбрасывать даже обмылки! Их собирают по всем дворцам и перерабатывают в жидкое моющее средство.

Что же касается нарядов, совсем отказаться от их покупки королева не может — ей же приходится участвовать в многочисленных официальных мероприятиях. Но она старается как можно дольше использовать уже имеющийся гардероб. Как утверждает королевский костюмер, Елизавета носит свою одежду до обветшания. И довольно часто появляется на людях в одной и той же одежде. Например, в розовом пальто или в белом платье в голубой цветочек.

А в желтом платье, в котором Елизавета была на свадьбе внука Уильяма и Кейт Миддлтон, она потом произносила свою традиционную рождественскую речь по телевидению.

К сожалению, такие меры до конца не спасают ситуацию. Комиссия, недавно проверявшая состояние замков, составила убийственный отчет: 60% королевского жилья находится в аварийном состоянии, во многих зданиях протекает крыша. Бывает, что слугам во время дождя приходится бегать с ведрами, чтобы подставить их под водяные струи и, например, уберечь бесценные произведения искусства. Которые только чудом не погибли во время пожара, случившегося в 1992 году в Виндзорском замке. По неосторожности рабочих, что-то ремонтировавших в дворцовой часовне, там вспыхнул занавес. Огонь быстро распространился по дворцу, и потребовалось 15 часов отчаянных усилий двухсот пожарных, чтобы загасить пламя.

Королева старается экономить на всем — в повседневной жизни она предпочитает более чем скромную одежду...
Фото: BARCROFT MEDIA/All Over Press

В итоге, правда, ущерб от воды оказался больше, чем от самого огня. А королеве пришлось пожертвовать значительную часть своего состояния на восстановительные работы, даром что Виндзорский замок — не ее собственность.

Парламент надеется изыскать где-нибудь дополнительные средства, налогоплательщики все чаще ворчат, что монархия обходится им слишком дорого, а Елизавета то и дело идет им на уступки. В том же 1992 году она добровольно стала платить налоги, хотя по закону избавлена от налогообложения. А еще год спустя уговорила и своего сына принца Чарльза последовать ее примеру. Тогда же решено было открыть Букингемский дворец для публики в летнее время — разумеется, не бесплатно.

...а вместо того, чтобы лишний раз вызвать шофера, Елизавета нередко предпочитает рулить сама
Фото: Getty Images/ Fotobank

Это королеву не слишком стесняло — летом она обычно живет за городом. Но ведь теперь уже идут разговоры, что пускать туристов в Букингемский дворец, кажется, придется круглый год...

Все эти лишения королева переносит стоически. Но был момент, когда на ее глазах блеснули слезы. Это случилось 17 лет назад, на церемонии прощания с яхтой «Британия», состоявшейся в порту Эдинбурга. Елизавета очень любила свою яхту. Это величественное судно длиной в 125 метров и водоизмещением в шесть тысяч тонн было заказано еще отцом — Георгом VI, но ему не довелось дожить до его спуска на воду. Бутылку шампанского о борт «Британии» разбила уже сама Елизавета — в апреле 1953 года. С тех пор яхта успела совершить 968 вояжей только по официальным поводам. Но королева и отдыхать любила именно на своей яхте.

«Это единственное место на земле, где я могу расслабиться», — говорила она. Здесь без лишних свидетелей собиралась королевская семья — за столом при необходимости могло разместиться 56 человек. Этот стол был снабжен хитрым механизмом, позволявшим даже в сильный шторм спокойно обедать, не рискуя вылить на себя тарелку супа или бокал вина... И вот в 1997 году лейбористы, пришедшие к власти, намекнули, что содержание корабля обходится налогоплательщикам слишком дорого. Елизавета приняла мужественное решение — расстаться со своим «плавучим домом». Но вот не сумела сдержать эмоций. Публика, впервые увидевшая следы печали на лице своей «непробиваемой» королевы, была ошарашена. И чтобы утешить Елизавету, ей пообещали подарить новый, не такой дорогой корабль — когда-нибудь.

Любимый внук Елизаветы II принц Уильям берет пример с бабушки. Он часто сам водит машину, а то и пользуется общественным транспортом
Фото: Rex/Fotodom.ru

В канун ее бриллиантового юбилея парламентарии вдруг вспомнили о своем давнем обещании и чуть было не выполнили его. Но потом подсчитали расходы и раздумали — получалось слишком дорого. В конце концов в распоряжении королевы и так солидный транспортный парк, который очень недешево обходится налогоплательщикам. Одна только эксплуатация специального королевского поезда из 12 вагонов, положенного королеве по статусу, стоит 1,2 миллиона долларов в год. А еще ведь есть королевская эскадрилья — 10 самолетов и 3 вертолета! И если самой королевой они используются строго по протоколу, для официальных мероприятий, то о членах ее семьи это не всегда можно сказать. Принц Эндрю, к примеру, однажды был уличен в том, что жжет государственный авиабензин ради того, чтобы слетать на турнир по гольфу. Вышла неприятная история...

Но в целом семья старается не расстраивать Елизавету и всячески ее поддержать. Особенно внук Уильям и его жена Кэтрин. Случай с переделкой дизайна интерьера Кенсингтонского дворца — пока единственный, когда они продемонстрировали расточительство. Зато наследники почти не нанимают себе прислуги и, в чем могут, обходятся собственными силами. Уильям нередко ездит на общественном транспорте. Ну а Кейт, следуя примеру королевы, спокойно выходит в свет в одном и том же платье по много раз. Словом, они перенимают у Елизаветы навыки экономии. И есть надежда, что дух разумной бережливости не покинет британскую королевскую семью вовеки...

Подпишись на наш канал в Telegram