7days.ru Полная версия сайта

В Большом театре Дон Жуан сел на велосипед

На главной музыкальной сцене страны прошла долгожданная премьера оперы Моцарта.

Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)
Читать на сайте 7days.ru

На Новой сцене Большого театра прошли премьерные показы оперы Моцарта «Дон Жуан». Спектакль, над которым работали главный дирижер Большого Туган Сохиев, режиссер Семен Спивак и сценограф Семен Пастух, должен был увидеть свет еще в прошлом сезоне. Но из-за пандемии его выпуск затянулся.

В наше время моцартовским операм в главном музыкальном театре страны везет. Очень удачными оказались постановки обеих опер Моцарта, созданных композитором на либретто Лоренцо да Понте (в 2014 выпустили «Так поступают женщины», в 2015 — «Свадьба Фигаро). Кстати, долгая (почти 90 лет) жизнь итальянского драматурга сама достойна стать темой авантюрного романа. Да Понте был аббатом. Но за свободомыслие и распутство (среди друзей Лоренцо был его земляк Казанова, с которым потом он познакомил и Моцарта — в записках Казановы остались некоторые тексты и поправки к либретто «Дон Жуана») его  изгнали из семинарии, где он преподавал.

Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)

В Вене бывший аббат по протекции Сальери смог получить важную должность придворного поэта. В эти годы Лоренцо и написал для Моцарта либретто «Свадьбы Фигаро»«Дон Жуана» и «Так поступают все». Потом драматург работал с разными композиторами и в разных странах. Последнюю треть жизни провел в США, став первым католическим священником на кафедре Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 79 лет Лоренцо да Понте получил американское гражданство, а через десять лет на его похороны в Бруклине собралось множество народа. Но в историю да Понте вошел прежде всего как соавтор опер Моцарта. И вот в Большом поставили третий по счету шедевр этого творческого тандема.

«Дон Жуан» был написан Моцартом (как всегда – очень быстро) при заказу Пражской оперы. На премьере в 1878 году опера имела оглушительный успех. Через полгода «Дон Жуана» показали в Вене (для этой постановки композитор убрал «морализующий» финал, где все персонажи поют нравоучения по поводу разгульной жизни только что погибшего главного героя – теперь опера заканчивалась трагической встречей Дон Жуана и Командора). И почему-то почти провалилась. Кайзер Иосиф II заявил, что «музыка в «Дон Жуане определённо слишком трудна для пения». А один критик написал, что мелодии Моцарта «лишь щекочат ухо, оставляя сердце неудовлетворённым». Возможно, венскую публику озадачило непривычное для того времени смешение в одной опере комического и трагического, лирики и драмы, возвышенного и бытового. Неслучайно Моцарт парадоксально обозначил жанр «Дон Жуана» как «веселая драма»

Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)
Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)

Но история все расставила по местам, и моцартовское творение давно уже признано вершиной оперного жанра. Историю о самом знаменитом соблазнителе не раз ставили и в Большом. 11 лет назад режиссер Дмитрий Черняков и дирижер Теодор Курентзис выпустили версию, важной частью которого стало  аутентичное, приближенное к 18-му веку звучание инструментов: струнные играли на жильных струнах и старинными смычками, использовались особые, «натуральные» валторны и трубы.

В нынешней постановке интерес вызвало уже приглашение в качестве режиссера новичка в оперном жанре – худрука  Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака, который раньше никогда не работал в опере. 71-летний дебютант выбрал для постановки стиль начала 50-ых годов прошлого века, а всю историю похождений Дон Жуана поместил в ночное время.

Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)

Спивак также насытил постановку множеством деталей — от велосипедов, на которых иногда передвигаются герои, до зонтиков, заменяющих в дуэлях шпаги, от ванны, в которой возлежит главный герой, до алых мини-платьев и туфель на шпильках, в которые облачен женский миманс, сопровождающий Дон Жуана. А в финале легендарный соблазнитель и его трусоватый слуга Лепорелло, которому на протяжении спектакля приходится носить за господином то корзинку для пикника, то чемоданы, неожиданно выходят на сцену седыми и  больными стариками.

Самой же большой приманкой для любителей оперы стало участие в премьерных показах Ильдара Абдразакова. Выступление этого певца мирового уровня, обладающего не только шикарным голосом, но и огромным актерским обаянием, стало настоящим украшением премьеры. 

Фото: Большой театр (Дамир Юсупов)

Подпишись на наш канал в Telegram