7days.ru Полная версия сайта

Валдис Пельш жил в «апартаментах» князя Монако Альберта

Телеведущий раскрыл детали экспедиции на южный континент Земли.

Валдис Пельш
Читать на сайте 7days.ru

Валдис Пельш сделал то, чего не удавалось ранее никому. Телеведущий в составе группы из восьми человек, отправившись в Антарктиду, совершил путешествие длиной более 5000 километров, впервые в истории покорив три полюса самого южного континента: полюс недоступности, южный полюс и полюс холода. Материала, отснятого за время поездки, хватило на целых три фильма. Первый из них телезрители Первого канала увидят сегодня вечером. Антарктическая история не просто так рассказывается в начале 2020-го: именно в этом году будет отмечаться 200-летие открытия этого континента.

Валдис Пельш

В то, что идея артиста, ставшего продюсером проекта, осуществится, многие не верили. Полярники даже делали ставки – один к двадцати – на то, что означенное расстояние удастся пройти. «Полярники «дали» нам триста километров, – вспоминает Валдис. – Говорили: вы не сможете пройти больше. Вы не знаете, что такое Антарктида, то, что вы задумали, просто несерьёзно! Да ладно, будет вам, не расстраивайтесь… Чем раньше вы сломаетесь, тем быстрее мы вас эвакуируем». Когда же отважные путешественники прошли весь маршрут и вернулись, их называли героями. К слову, на полярниках члены экипажа неплохо заработали, выиграв спор. «Брали продуктами», – улыбается Валдис Пельш.

Между тем, чтобы экспедиция состоялась, потребовалось целых три года подготовки. Сложность состояла не только в подборе команды, в составе которой должны были быть и опытный оператор, и хороший режиссёр, и механик с водителем, способные осуществить замысел, но и, как это не прагматично звучит, в поиске спонсора.

Валдис Пельш

«Всё упиралось в финансирование», – рассказывает ведущий. Экспедиция изначально была очень дорогая – по предварительным подсчетам, она стоила порядка двух миллионов долларов. Так и получилось. Когда спонсоры были найдены, встал вопрос о технике, на которой предстояло передвигаться, а главное – о механиках-водителях, способных осуществить подобный маршрут. «Многие отказывались. Прямо говорили: не сможем. А Василий Елагин – конструктор вездеходов, на которых мы путешествовали, – на моё предложение согласился. Ранее на своих снего-болото-ходах он покорил Северно-Ледовитый океан. С ним к нам в команду пришли водитель-механик Володя Обиход, бывавший с Елагиным в Арктике, и водитель-механик Лёша Макаров – один из создателей ещё одного типа вездеходов. Со мной были: продюсер и режиссер Кристина Козлова, которая, ко всему прочему, готовила нам еду в течение путешествия, и два видеооператора: Александр Кубасов и Денис Негривецкий».

Валдис Пельш

Хотя путешествие было запланировано зимой, когда в южном полушарии царит лето, температура воздуха не поднималась выше минус 35 градусов. «В 2018 году, когда и началась экспедиция, у нас за плечами были 3 путешествия на Эверест. Мы прекрасно знали, что надевать, в каких спальниках спать… Старые поездки дали нам возможность нормально себя чувствовать на ледяном куполе, где был недостаток кислорода. По питанию мы нашли хорошую компанию по сублиматам. Было около 25 позиций разных блюд из них, плюс сухари, тушёнка, замороженные овощи. Даже яйца были. Так что от скудности рациона мы не особенно страдали, сложности заключались в другом», – делится Пельш.

Валдис Пельш
Валдис Пельш

Любопытно, что под неприятными моментами экспедиции Валдис не имел в виду холод или поломку техники, которую приходилось каждый день осматривать, а раз в три дня чинить.

«Сложно было не мыться. Ведь мы прожили в Антарктиде 51 день, 34 из которых – в машинах. Особенно раздражало, что нельзя помыть голову. Поэтому я и ещё оператор Александр Кубасов решили это неписаное правило нарушать – и раз в неделю мы голову мыли. Правда, приходилось укладываться в достаточно короткие сроки: весь процесс занимал одну минуту 20 секунд – не более». 

Освежались мужчины в транспорте, где по сравнению с «улицей» было достаточно тепло. Лишь под утро из-за того, что на ночь обогрев в целях  экономии топлива отключали, температура в машинах падала до минус 10 градусов. Другая сложность заключалась в отсутствии личного пространства. Фактически всё «рабочее» время группа проводила в двигающемся транспорте. Спали отважные путешественники тоже вместе. Правда, Пельшу удалось «выбить» себе место получше – в его машине были «всего» три человека. «Использовал административный ресурс, – смеется Валдис. – Поэтому, когда спали, между нами оставалось где-то по пять-шесть сантиметров свободного пространства по бокам. В соседней же машине были четверо, и ребята спали валетом, иначе не помещались. А у нас был хай-люкс, супер-дупер! Единственное, что головой упирались в стенку, которая напрочь промерзала. Приходилось прокладывать что-то между головой и этой стенкой, потому что иначе можно было серьёзно простудить голову».

Валдис Пельш

Чтобы разгрузиться психологически, Валдис во время каждой стоянки старался отойти от машин на два-три километра, чтобы побыть одному. «Заблудиться в Антарктиде сложно. Куда ни глянь – везде белое бескрайнее пространство. Я руководствовался простым правилом – уходил, чтобы машины казались очень маленькими. И хотелось вернуться. Первый раз, отправившись на прогулку, я по достоинству оценил шутку, популярную среди полярников. «Милок, как доехать до американской станции «Плато»? А ты шесть дней прямо шуруй, а на седьмой забирай левее, и там найдёшь!» После того, как мы забрались на ледяной купол Антарктиды, ландшафт практически не менялся. Все мы всё время задавались мыслью: как Антарктида может быть такой бескрайней? Постоянно было ощущение, что за горизонтом что-то скрывается: домик какой-нибудь, дерево…

Валдис Пельш

На предположение корреспондента 7Дней.ru, что так и до миражей недалеко, Валдис, улыбнувшись, заметил, что был момент, когда они решили, что один из членов экспедиции действительно «мираж словил». «Мы ехали от Южного полюса. Уже где-то дня три двигались в сторону станции «Восток». До океана было около 1500 километров минимум. И вдруг наш механик Володя Обиход говорит: «Ребята, птица! Поморник!» В этот момент мы понимаем: «Ну всё… Крыша у человека уехала»… Откуда на таком расстоянии от побережья взяться птице, гнездящейся у воды? К счастью, это «осознание» длилось недолго, вскоре мы и сами заметили птицу. Это и правда был поморник, которого каким-то образом занесло в эту глухомань. Мы ему накидали сухарей, другой еды. Думали, нужно забрать с собой, выпустить где-то поближе к океану. Но поморник нашего доброго жеста совершенно не оценил. Птица была шальная и дикая. Хотя обычно поморники – наглые, буквально лезут под руки людям, этот не давался совершенно. Так и улетел…»

Валдис Пельш

Отвечая на вопрос, стоило ли отправляться в эту экспедицию и не достаточно ли было ограничиться короткой и комфортабельной поездкой, Валдис уверенно говорит: стоило!

Валдис Пельш

«Задача была сделать то, что никогда никто ранее не делал. Пройти за одно путешествие три полюса. Иначе мы бы не смогли снять такое кино. Конечно, можно было прилететь на «Новолазаревскую», слетать на «Восток», побыть там пару деньков, снять несколько стендапов и затем важно рассказывать про Антарктиду… Но это же несерьёзно! Было важно и нужно самим пройти этот сложный маршрут. Влезть в шкуру тех людей, которые там живут и работают. Мы, к слову, даже звания получили. Конечно, не «настоящих полярников», так как мы были в Антарктиде летом, а не пережили зимовку. Но нам присвоили другое. Михаил Бугаёв на  научно-исследовательском судне «Академик Федоров» посвятил нас. Сам он — начальник экспедиции на рейсе, замначальника РАЭ. Он воскликнул: «Алиллуйя! Нарекаю вас полярниками-передвижниками».

Валдис Пельш

В первом фильме съёмочная группа вместе с командой водителей-механиков отправляется в Антарктиду, чтобы рассказать об этом загадочном материке и совершить уникальное путешествие. В составе экспедиции семь человек: ведущий фильма и автор идеи Валдис Пельш, режиссёр Кристина Козлова, операторы Александр Кубасов и Денис Негривецкий, два водителя-механика: Макаров Алексей и Обиход Владимир, а также Василий Елагин – создатель уникальных вездеходов «Емеля», на которых команде предстоит пересечь Антарктиду. После погрузки топлива, провизии, запчастей и личных вещей участников все начали сомневаться, выдержит ли техника: машины оказались перегружены втрое! Но группа берёт старт.

Путешествие длиной более 5000 километров начинается на севере материка с полярной станции «Новолазаревская». Первая задача – забраться на купол Антарктиды, так называемый «ледяной панцирь», высота которого достигает 4 км над уровнем моря. Нехватка кислорода! Из-за этого во время экспедиции люди постоянно находятся в состоянии гипоксии. Технике, как оказалось, тоже нужен кислород. Первые поломки…Купол Антарктиды взят! Все воодушевлены, и группа решает сделать незапланированный крюк в маршруте и пройти через американскую станцию «ПЛАТО», покинутую людьми ещё в 1969 году.

За прошедшие 50 лет там побывали всего около 10 человек. По пути на станцию то и дело ломаются машины: то масло начнет подтекать, то печка выйдет из строя. Команде механиков оперативно удаётся справляться со всеми техническими сложностями. Постепенно все привыкают к суровым антарктическим условиям: высота, холод, бесконечный полярный день, замкнутое пространство автомобилей. Продвигаясь в глубь материка, съёмочная группа знакомит зрителя с историей освоения Антарктиды, которая началась 200 лет назад с российской военно-морской экспедиции.

В первом фильме принимают участие:

Валдис Пельш – ведущий, продюсер, автор идеи,

Кристина Козлова — руководитель экспедиции, продюсер, режиссёр,

Александр Кубасов – оператор,

Денис Негривецкий — оператор,

Василий Елагин – руководитель автомобильного перехода, конструктор вездеходов «Емеля»,

Владимир Обиход – водитель-механик,

Алексей Макаров – водитель-механик,

Юрий Нездеров – начальник станции Новолазаревская,

Полярники станции Новолазаревская:

Артур Чилингаров – президент Государственной полярной академии, президент Ассоциации полярников. Руководитель операции по спасению ледокола «Михаил Сомов»,

Виктор Гусев – телеведущий, спортивный комментатор. Участник операции по спасению ледокола «Михаил Сомов».

Валдис Пельш

Во втором фильме трансантарктический автономный автомобильный переход продолжается. Позади уже более 1000 км. Американскую базу «ПЛАТО» удается найти не сразу, она полностью занесена снегом, из которого торчат только антенны. Группа проникает на станцию, чтобы посмотреть, в каких условиях жили и работали американские полярники полвека назад. Сейчас это самый холодный музей в мире.

Вернувшись на намеченный маршрут, экспедиция продолжает двигаться к первой своей цели – самой удаленной точке от всех берегов Антарктиды –полюсу недоступности. Там находится и советская полярная станция с таким же названием – «Полюс недоступности». Уже 60 лет станция заброшена и почти вся занесена снегом за исключением бюста Ленина, который был установлен на крыше станции в 1958 году. Вот его-то и искала наша экспедиция в снежной пустыне… Бюст Ленина нашли, и первый полюс был взят!

Не теряя времени, группа выдвигается к следующей запланированной точке – Южному полюсу, с покорением которого связана самая драматичная гонка в истории покорения Антарктиды. Норвежец Руаль Амундсен и англичанин Роберт Скотт одновременно двинулись к Южному полюсу в 1911 году. Амундсен полюса достиг, а вся экспедиция Скотта погибла. О подробностях этой гонки ХХ века мы расскажем в фильме.

Сейчас на Южном полюсе находится действующая американская полярная станция «Амундсен – Скотт», которая, как и все станции в Антарктиде, занимается изучением этого континента. Правила Антарктиды таковы: прежде всего исследования и только потом экстремальные путешествия. Поэтому сегодня вот так просто взять и приехать на Южный полюс нельзя. Этот полюс поделен на секторы. Здесь есть зона тишины и зона чистого воздуха. В них запрещено движение любого технического средства. Нашей экспедиции пришлось сделать приличный крюк, чтобы добраться до Южного полюса. Но ничто не помешало нам достичь второй заветной цели нашего маршрута. Мы посетили американскую полярную станцию «Амундсен – Скотт», своими глазами увидели, как живут сегодня полярники и как ведут работу.

Дальше экспедиция взяла курс на свою третью цель – полюс холода, вблизи которого расположилась наша легендарная станция «Восток». Группа спешит попасть на станцию в канун Нового года, чтобы отметить его вместе с российскими полярниками. От спешки напряжение в группе растёт. Каждая задержка в пути уменьшает шансы прийти на станцию «Восток» вовремя. Спустя 23 дня после старта нервы у всех на пределе. Любая мелочь может стать причиной ссоры. Операторы не выпускают камеры из рук ни во время движения, ни на остановках. Даже когда водители-механики просят их о помощи. На подступах к станции «Восток» это становится причиной серьёзного конфликта.

Во втором фильме принимают участие:

Валдис Пельш – ведущий, продюсер, автор идеи,

Кристина Козлова – руководитель экспедиции, продюсер, режиссёр,

Александр Кубасов – оператор,

Денис Негривецкий — оператор,

Василий Елагин – руководитель автомобильного перехода, конструктор вездеходов «Емеля»,

Владимир Обиход – водитель-механик,

Алексей Макаров – водитель-механик,

Полярники станции «Амундсен-Скотт»

Виктор Боярский – Почётный полярник России, участник трансантарктического перехода, который длился 221 день: с июля 1989 по март 1990 года.

Валдис Пельш

В третьем фильме трансантарктический автономный автомобильный переход продолжается. Пройдено почти 4000 километров бездорожья ледяной пустыни. участники экспедиции уже покорили два полюса из трёх: Полюс недоступности и Южный полюс. Впереди – полярная станция «Восток», полюс холода. Именно здесь была зафиксирована рекордно низкая температура за всю историю метеонаблюдений: минус 89 целых и две десятых градуса. Время поджимает! Двигаться нужно не просто по графику, а с опережением. Напряжение испытывают не только люди, но и техника. До «Востока» остается почти 200 километров – один дневной переход. Но после ночёвки опять поломка. Во время ремонта Василий Елагин неожиданно получает травму. Домкрат срывается и металлической частью бьёт его по лицу. К счастью, всё обошлось, справились сами и продолжили путь. 31 декабря 2019 года экспедиция достигает третьей цели путешествия – одного из самых удивительных антарктических мест. Это единственная российская станция, которая находится в глубине континента.

Станция «Восток». На ней постоянно находятся 25 человек. Они занимаются научными исследованиями и обеспечением самой станции. Условия, в которых им приходится это делать, близки к экстремальным. Особенностью этого места является подлёдное озеро! Оно хранит уникальную информацию об изменении климата на Земле. Полярники добывают её методом бурения и хранят образцы льда разных эпох. Это уникальное хранилище, которое зритель увидит собственными глазами. Научные данные, полученные здесь, убедительно доказывают – глобальное потепление идёт полным ходом.

Впереди финальный рывок – 1400 километров до станции «Прогресс» на восточном побережье Антарктиды. На пути вновь появляется серьёзная опасность – это многокилометровые трещины, их можно избежать, если ехать по накатанной дороге, которая соединяет российские станции. Километр за километром машины едут по укатанной снежной трассе. Дорога позволяет разогнать машины аж до 40 километров в час. Внезапно в одной из них на полном ходу раздается громкий звук. Это развалился редуктор. Его ремонт может занять полдня. Но до финиша всего 53 километра ровной дороги. Участники экспедиции идут на риск: отключают сломанный мост и продолжают движение только на переднем приводе. Спустя два часа линия финиша пересечена.

Первый в истории автономный трансантарктический переход через три полюса завершен. 5519 км. 34 дня и 33 ночи. Это рекорд! Полюс недоступности, Южный полюс, Полюс холода пройдены в автономном путешествии. Такого ещё в мире не делал никто!

В третьей серии фильма принимают участие:

Валдис Пельш – ведущий, продюсер, автор идеи,

Кристина Козлова – руководитель экспедиции, продюсер, режиссёр,

Александр Кубасов – оператор,

Денис Негривецкий – оператор,

Василий Елагин – руководитель автомобильного перехода, конструктор вездеходов «Емеля»,

Владимир Обиход – водитель-механик,

Алексей Макаров — водитель-механик,

Алексей Туркеев – начальник станции «Восток»,

Алексей Рыжов – повар станции «Восток»,

Алексей Екайкин – гляциолог,

Полярники станции «Восток»,

Владимир Липенков – ведущий научный сотрудник, заведующий лаборатории изменений климата и окружающей среды,

Андрей Миракин – помощник начальника сезонной экспедиции на станции «Прогресс».

Подпишись на наш канал в Telegram

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена

Статьи по теме: